Статья не претендует на полноту и детальность, ее цель обрисовать основные законы и правила, которыми пользуются большинство пилотов, при поиске и прогнозировании термических потоков, оценки их размеров и других параметров. Среднестатистический термик имеет диаметр 30-50 метров. Этого вполне достаточно, чтобы использовать его для набора высоты. Однако, чем ближе к земле (менее 200-300 м), тем труднее найти термик подходящего размера. Различные территории и ландшафты генерируют термические потоки разного размера, объема и с разной периодичностью. Однако имеются общие закономерности, пользуясь которыми пилот может более или мене точно предсказать точки отрыва теплого воздуха от земли и, следовательно, чуствуя, что высоты остается мало, лететь к таким точкам и искать оторвавшийся термик в непосредственной близости от них. Следует четко понимать различие между территорией, над которой образуется слой нагретого воздуха и территорией (точкой), откуда, собственно, и происходит отрыв термика. Т.е. термик далеко не всегда сходит с того места поверхности земли, где родился. Чтобы понятней объяснить общие приметы точек отрыва термиков (так называемых "триггеров" или спусковых крючков) рассмотрим в качестве примера очень известное всем в повседневной жизни явление. Ледяные сосульки! Да, кто их не видел!? Но, тем не менее, это наиболее близкий аналог, иллюстрирующий процессы происходящие с нагретым воздухом у поверхности земли. Итак, что происходит с заледеневшей крышей дома или просто навеса, с края которого свисают сосульки, когда на нее светит солнце? Правильно. Лед начинает подтаивать. Что происходит дальше вряд ли требует очень подробного пояснения. Подтаявший лед превращается в воду, которая начинает постепенно стекать по крыше (по нижней или верхней поверхности, неважно) пока не добежит до ближайшей сосульки, сбежит по ней вниз, оторвется и полетит к земле. Силы поверхностного натяжения воды не дают каплям (особенно мелким) оторваться от ровной и плоской поверхности. Однако сила тяжести заставляет жидкость искать себе путь вниз, используя малейший уклон поверхности крыши. Таким образом капля движется постепенно находя все более и более низкую точку, поскольку сила трения скольжения для капли воды в данном случае значительно меньше силы поверхностного натяжения, сохраняющей ее форму и недающей отрываться мелким каплям, где угодно. Эта модель отрыва термика по нашему мнению очень удачна и позволяет пронаблюдать все "оттенки" движения характерные реальному термику.
На самом деле. Перевернем наш рисунок вверх ногами и заменим лед - на
холодный воздух, воду - на теплый воздух, силу тяжести - на выталкивающую
силу, а главный элемент - сосульку, заменим на любой элемент возвышающийся
над поверхностью земли (к примеру небольшой холм или здание). Мы будем
наблюдать ту же самую картину. Сила заставляющая теплый воздух стремится
вверх - это выталкивающая сила, точно такая же, как и та, что заставляет
деревянные предметы погруженные в воду всплывать на поверхность. Кроме
того, все мелкие пузырьки теплого воздуха, которые оторвались или готовые
вот-вот оторваться, находящиеся в непосредственной близости от данного
триггера на поверхности земли, имеют тенденцию подтягиваться (подплывать)
к точке отрыва основного потока (также, как водяные капли) и окончательно
отрываться именно там, усиливая основной поток. Однако, одного триггера мало, если вблизи него нет территории, которая сильно прогревается под воздействием солнца и прогревает слой воздуха. Следовательно, пилоту необходимо искать такие места на земной поверхности, где обширные, хорошо прогреваемые участки соседствуют с элементами ландшафта, способными сослужить роль спускового крючка для термика. Это общее правило. Лучшей территорией для формирования термиков можно назвать гористую или сильно пересеченную местность. Большое обилие склонов, половина которых так или иначе будет повернута к солнцу, автоматически становятся местами, где термики зарождаются, поскольку склоны гор и холмов будут всегда повернуты под более прямым углом к солнцу и получать больше тепла. К тому же наличие большого количества выдающихся над местностью крупных объектов (вершин) создает великолепные и очень легко заметные триггеры для отрыва термиков. Во всех примерах рассмотренных выше мы предполагали, что термик образуется в отсутствие ветра. На практике такие условия бывают не часто, Ветер, обычно, пусть и небольшой, но присутствует. Это вызывает снос потока. Этот снос, величина которого меняется в зависимости от силы ветра и мощности потоков, заставляет пилота делать поправки (по ветру) при поиске термиков, оторвавшихся от земли. Ветер заставляет мелкие термики, отрывающиеся в долине перед горой, двигаться вдоль поверхности основного склона вверх и в сторону основной вершины, отрываясь именно там и усиливая друг друга и возможный динамический поток. В ветренную погоду (да еще и в сильно пересеченной местности) термики обычно имеют меньшие размеры поскольку ветер, перемещая воздух вдоль земли, подгоняет его к ближайшим триггерам, где он и отрывается ввиде термиков не успевая прогреться в больших объемах. Напротив в штилевую погоду и в равнинной местности термики сходят реже, поскольку прогрев в отсутствии больших склонов на поверхности земли более равномерный. Однако срывающаяся масса воздуха больше, и ее отрыв в очень жаркую погоду иногда вызывает даже образование смерчей. Мы достаточно поговорили о триггерах и нагретых склонах. И хотя горы считаются самыми лучшими местами для полетов в термиках, это не единственные места, где можно прекрасно летать используя энергию солнца, и проходить протяженные маршруты.
В качестве хорошего учебного
пособия по данным вопросам может быть рускоязычный
перевод книги "Понять небо" Дэниса Пэджена.
Игорь Калашников
|