Грэг Макнейми - опытный дельтапланерист- инструктор (USHGA) Американской дельтапланерной Ассоциации, обучающий полетам на тандемах. В настоящее время Грэг при проведении своих инструкторских аэробуксировочных полетов на тандемах в авиацентре Gray Bird пользуется подвесной системой для тандемов Frontrunner и аппаратом Double Vision. Подвесная система и конструкция аппарата позволяют
обучающемуся и инструктору постоянно находиться в центре трапеции. Комбинированный
вес двух пилотов всегда находится в оптимальной позиции для управления
аппаратом, что значительно снижает величину управляющих усилий пилота.
Точно так же
На время нескольких первых полетов я помещаю учлета в верхнюю подвеску, чтобы он мог сориентироваться в отношении управляющих воздействий и летной терминологии. После того как мы стартуем и окажемся на безопасной высоте, в соответствующий момент я даю команду учлету положить руки на спидбар. Он должен держать ручку расслаблено, но достаточно крепко, чтобы управлять аппаратом. Затем я кладу свои руки на его запястья и полет выполняет учлет. Таким образом, он может точно определить величину усилий и правильность управляющих движений, как при буксировке, так и в свободном полете. В то же время инструктор всегда может заметить, когда учлет начинает слишком сильно сжимать гриф и подправлять его ошибки, вызванные напряженностью. При обучении и помощи со стороны инструктора учлет может безопасно лететь большую часть полета. Он быстро обучается основам управления благодаря пристальному наблюдению со стороны инструктора и методу тренировки "руки на руках". Чем больше летного опыта набирает учлет, тем меньше ему помогает инструктор в управляющих воздействиях. Начиная с этого этапа инструктор главным образом напутствует его и помогает в нюансах, что быстро развивает летное мастерство. Во время полетов я фокусирую внимание учлета на задании, на котором концентрируюсь и я сам. Это помогает учлету оставаться расслабленным и позволяет обучать его навыкам по контролированию и пилотированию аппаратом. Когда мы достигаем высоты посадки, я требую, чтобы учлет убрал руки с трапеции и сам выполняю заход на посадку. Я внушаю, что он для лучшего выполнения снижения должен смотреть прямо вперед, а не на землю. Нужно сказать, что если инструктор дает понять учлету, что его ожидает, тот значительно меньше нервничает при резких изменениях. После выполнения полета я расспрашиваю будущего пилота о его ощущениях. Обычно он хочет больше быть в воздухе или выражает сильное желание стать пилотом. Вот когда я узнаю, хочет ли он учиться летать или только кататься в качестве пассажира во время этих приключений в небе. Информация, подаваемая в этой части обучения, дает возможность учлетам быстрее и лучше понять роль пилота во время полета. Я вывожу учлета на приемлемый уровень понимания вещей, касающихся управления аппаратом и его летных характеристик. Я также работаю над тем, чтобы развить у учлета способность оценивать обстановку и понимание им важности обеспечения безопасности во время летной карьеры. Теперь, когда учлет хорошо отдохнул и более подготовлен по этой части к воздушным приключениям, мы снова возвращаемся к тандемным тренировочным полетам. Во время следующей серии тандемных полетов учлет начинает обретать качественно новую уверенность. Он быстрее растет и учится вследствие того, что стал больше понимать после занятий в классе. Его вопросы больше относятся к выполнению заданий и демонстрируют инструктору прогресс. После нескольких полетов, во время которых учлет находился над инструктором, я перемещаю его в нижнюю подвеску. Я объясняю, что мы должны теперь установить хорошую взаимосвязь и взаимное понимание в управлении аппаратом. Теперь я могу позволить учлету больше контролировать аппарат во время тренировочных полетов, но все еще эффективно управляю им, когда ситуация требует того. Я продолжаю использовать метод "руки на руках", помещаю свои руки на его запястья и выполняю все свои управляющие воздействия через его руки. Как только учлет начнет справляться с обычными управляющими воздействиями, инструктор может не столько помогать ему, сколько подсказывать. С этого момента я хвалю учлета за его маневры и даю ему советы насчет тех маневров, в выполнении которых ему необходимо практиковаться для их улучшения. После нескольких тандемных полетов или, когда я вижу, что пилот устал, я останавливаю обучение полетам. Я всегда прекращаю тренировки до того, как притупляется способность учлета воспринимать новое, что всегда обеспечивает положительные ощущения при выполнении им полетов. Я заметил, что учлеты начинают допускать ошибки и чувствуют себя неуютно, когда тренировочные полеты продолжаются слишком долго или они начинают уставать. Так что, я наблюдаю за соответствующими признаками и прекращаю тренировку когда, когда пилот все еще чувствует себя хорошо. Теперь наступает время дать учлету отдохнуть и переварить информацию, которую он только что воспринял. Следующим пунктом в нашем расписании дня будет преимущественно работа в классе. Учлет теперь готов к более глубокому пониманию летной тематики после обсуждения. Такой метод позволяет пилоту охватить приемы, метеоусловия и процедуры, необходимые для безопасности и успешного обучения, чтобы стать настоящим пилотом дельтаплана. Когда учлеты придут в себя и будут готовы летать, мы подобьем итоги тренировок в тандемных полетах. Уже развивается чувство полета, что выражается в более расслабленной позе. Теперь эта расслабленность содействует способности учлетов к обучению; по мере того, как нервы успокаиваются, кривая обучаемости поворачивает вверх. Объединение занятий в классе с полетами помогает учлету быстрее пройти курс обучения. Чем больше учлет понимает, тем меньше он будет тревожиться. Чем меньше он будет встревожен, тем быстрее будет учиться, так как сможет больше концентрироваться на задании и уроках. Летная тренировка продолжается тем же образом, пока учлет не начнет выполнять все элементы полета без какой-либо помощи со стороны инструктора. С этого момента я начинаю вносить "моделирование турбулентности". Это демонстрирует мне, что учлет не будет сбит с курса или испуган неожиданной турбулентностью. Я моделирую также вынужденную отцепку при буксировке, чтобы видеть действие пилота в неожиданной ситуации. Мы также трабатываем методы подавления раскачки, чтобы быть уверенным, что учлет не будет иметь проблем с неожиданной раскачкой. Учлеты обучаются и развивают свое мастерство до момента, когда инструктор уже только катается. В этот момент я предпочитаю, чтобы учлеты выполнили какие-либо короткие буксировочные полеты на тандеме, чтобы знать, что они в состоянии безопасно и без проблем стартовать и садиться. Теперь учлет готов летать в одиночку. Если условия позволяют и обучаемый не устал, я даю команду взять аппарат и сделать первый самостоятельный полет. Если возникает необходимость подождать с таким полетом до другого летного дня, я настаиваю, чтобы он в начале этого дня сначала выполнил несколько коротких тандемных полетов для подтверждения своей готовности летать в одиночку. Я обычно даю задание выполнить три одиночных полета и закрываю полеты. Опять же, я хочу, чтобы он прекратил полеты до того, как устанет, пока он чувствует себя хорошо. Таким образом, учлеты во все время обучения чувствуют себя хорошо и мы заканчиваем в положительном ключе, такой же тон задается и на следующее занятие. Бюллетень "Небо для всех", N 53, сентябрь-98.
|