Библиотека. (Пятьсот)первый прыжок.

Отчет-рассказ от том, как я с друзьями прыгали с парашютом на Аэродроме Коротич

... "Кстати, есть предложение в субботу прыгнуть с парашютом", - пришло ко мне новое письмо от Кирилла. Я так и замер у монитора. Два или три года я мечтал прыгнуть. Особенно, когда стоял на краю какой-нибудь горы в очередном походе. А тут вот так , как "здрасьте": "в субботу - прыгать с парашютом".

На следующий день вечером я встретил Олежку. Его колбасило (не на шутку), плющило и фурыжило. "Я тут случайно наткнулся на ассоциацию. Собираюсь прыгнуть с парашютом. Присоединяйся. Я ведь один не прыгну". Это было предпоследней каплей.

..."Виталик, я завтра прыгаю, - вместо привета сказала мне Оля. - Я даже и не думала, что родители разрешат мне".

Было около 12 ночи. Я слушал Олю и думал о том, есть ли у меня возможность прыгнуть. Были финансовые планы на этот месяц. Но такая возможность выпадает не каждый день.

Пока мы с Олей разговаривали, поднялся хороший ветер и пошел ливень. "Упс...", - сказал было я. "Ничего не говори о погоде", - перебила меня Оля. Она явно была далеко от окна. В это время сверкнула молния...

"Я тоже прыгаю", - сказал я Оле на прощанье.

Погода была явно нелетная. Я решил утром посмотреть, стоит ли ехать.

... Я проснулся полшестого. И сразу к окну. Тротуары и земля были влажные. Ветер был средний. Я набрал телефон Оли: "Ты едешь?" - "Ну, я же сказала, что да", - ответила мне Оля полусонным голосом.

Мы договорились встретиться на платформе на Холодной горе. Пересаживаясь на холодногорскую линию, я заскочил в электричку. Народу было полно. Электичка замерла. Обычно так долго поезда не стояли на платформе. Народ стал в возмущении выходить. "Это, видимо, знак, что мне не стоит туда ехать", - услышал я рядом. В вагоне было душно. Однако предчувствие чего-то грандиозного не покидало меня.

... В полупустой маршлутке мы доехали до аэродрома Коротич. "Олежка, ты здесь уже был, иди первым", - сказал я. Мы прошли охранника - Олежка, Оля, я, Леша и Кирилл.

"Прыгать собрались?" - спросил крепкого телосложения мужичок. - "Ну, пошли за мной". Он дал нам анкеты на заполнение. "Всю ответственность несем мы сами" - краткое содержание текста, под которым мы подписались. Фраза "... а также в случае непреодолимой силы" впечатлила всех.

Пока мы писали, он представился. Я запомнил лишь потом - с подачи Олежки: "Дядя Миша".

"Ну, ладно, а теперь - в здравпункт, а потом собирайтесь у крыльца и стойте как вкопанные".

"Здоровье, жалобы, пульс, рост есть?" - спросила меня врач. - "Нету". - "Понятно, следующий".

... "Меня зовут Владимир Прокофьевич, кто не сможет выговорить, тогда можно обращаться Товарищ Инструктор" - представился мужичок с армейской выправкой и начал инструктаж.

Прыгать мы будем с парашютом Д-5. Неуправляемый. Общий вес около 20 кг. Средняя скорость прыжка - 5 м/с. Это основной парашют, есть запасной. На каждом - устройства автоматического раскрывания. Если не успеешь выдернуть кольцо. В самолете рассаживает инструктор. В порядке возрастания весов. Соответственно первым прыгает самый тяжелый. Прыжки в два этапа - сначала первые шесть, а потом - остальные. Перед прыжком инструктор пристегивает карабины к устройству, раскрывающему стабилизирующий парашют. Он-то в тюрьму не хочет, пристегнет как следует, но контроль должен быть. Поэтому не помешало бы посмотреть, пристегнут ли сосед.

Как только выпрыгиваешь, срабатывает стабилизирующий парашют. Он выравнивает тело в вертикальном положение. А то есть такие, что норовят выпрыгнуть щучкой. Свободное падение - 3 секунды. Поэтому, выпрыгнув, громко считаешь: "501, 502, 503" и кричишь "Кольцо!!!". Кольцо выдергивать желательно. Но если не справишься, через секунд 4-5 срабатывает автомат и раскрывает парашют. Потом желательно посмотреть наверх, там должен быть белый купол, а не голубое небо, а также оглянуться по сторонам. И самое главное, - вынуть шнурок на запасном парашюте, чтобы не сработало устройство для его раскрытия.

Потом надо поудобнее усесться на широкий ремень, служащий своеобразным сиденьем. При этом он соединяет колени вместе. Не помешает потренироваться в поворотах относительно парашюта. Это пригодится при приземлении. На высоте 400 метров срабатывает (в холостую, если все сделал правильно) устройство раскрытия запасного парашюта. Когда начинаешь различать травинки на земле, значит, высота примерно 100 метров и пора готовиться к приземлению. Поворачиваешься лицом по ветру, соединяешь ступни вместе параллельно земле, любуешься горизонтом и приземляешься. Можно упасть - набок (даже желательно, пока "чайник"). Ну, а если есть ветер, парашют может протащить тебя по полю, пока не справишься со стременами, чтобы его погасить. Ну и остались мелочи - собрать парашют в сумку и бежать (если ноги целы) к месту сбора.

Кроме теории мы потренировались на макетах - выпрыгивали с самолета, болтались на лямках, отрабатывая действия в воздухе. Попрыгали со ступенек, для того, чтобы научиться правильно приземляться.

Потом Дядя Вова, он же Товарищ Инструктор, попугал нас ситуациями, когда не раскрывается основной парашют или срабатывает запасный. Такое бывает довольно редко и зависит только от тебя, но знать нужно. Если тебя несет на деревья или провода - желательно их обогнуть. Если на крышу - желательно прогуляться по ней или цепляться за все возможное. Ну, и неплохо помнить, что все неудачные прыжки бывают только по вине парашютиста. Если все делаешь правильно - все буде в порядке.

Инструктаж закончился, и мы стали ждать. С ветра погоды. А порывы временами были хорошие. 5-10 м/с, сказали нам. А пока ветер не стихнет хотя бы до 5 м/с, ни о каких прыжках перворазников (прыгающих первый раз) речи быть не может.

"А ветер может стихнуть часам к семи. Ждать будете?" - "Будем". Было около часа дня. Мы перекусили и пошли загорать. К самолетам нас не подпустили и поэтому расположились на травке и стали наблюдать за происходящим. Опытные парашютисты стали готовиться к прыжку. Некоторые прыгали с высоты трех километров. Спускались, конечно, красиво. Особенно, приземлялись. У меня аналогия была с всякими супергероями, которые медленно и красиво приземлялись.

... От нечего делать я, Олежка и Оля залезли на старый вертолет. "Грузовой, наверное", - подумал я. Маленькая кабина и большой отсек, вряд ли приспособленный для перевозки пассажиров. В кабине пилота остались средства управления - штурвал, какие-то педали, пару переключателей. Пока мы изучали вертолет, к самолету, который поднимал в воздух парашютистов, направилась толпа народу. "Может, они и нас возьмут?" - пошутил кто-то из нас. - "Почему бы и нет".

И мы направились к самолету - обычному для наших мест кукурузнику.

Когда мы подошли, пилот уже готовился к взлету. "У вас есть свободные места?" - прокричал я. Вроде бы никакой реакции. Скорей всего он ничего не услышал. Но удача была на нашей стороне - и через пару минут мы уже сидели внутри самолета.

"Возьмитесь все за поручни!!" - крикнул в салон пилот. Им оказался уже знакомый нам Дядя Миша.

Самолет плавно набирал высоту. Пассажиры с интересом наблюдали в иллюминаторы, что-то друг другу рассказывая. И вдруг - резкий рывок и поворот. Всех нас прижало к сиденьям. Дядя Миша ехидно обернулся в салон и выровнял самолет.

И вдруг мгновение и я чувствую, что сиденье исчезает из под моих ног и меня поднимает вверх. От неожиданности я впился в поручень. Пару секунд я висел в воздухе. Это была невесомость. Не успел я опомниться, как меня вдавило в сиденье. Это я потом сообразил, что Дядя Миша сначала резко опускал, а потом поднимал самолет. Это было что-то.

Покружив еще немного мы начали снижаться. "Маловато будет", подумал я, чувствуя, что земля почти рядом. И неожиданно резкий вираж вверх. Нас опять вдавило в сиденья. По сравнению с такими перегрузками, никакие аттракционы и близко не подходят.

Мы стали снижаться. Плавно посадив самолет, Дядя Миша заглушил мотор. Тогда мы в первый раз прыгнули с самолета. Без парашюта. С высоты в полметра. Привычно выкрикнув "501, 502, 503", мы стали искать на себе кольцо парашюта. Пришлось приземляться обычным способом.

Настроение было превосходное. Мы вернулись к своим, поделились впечатлениями. Потом понаблюдали еще за прыжками - профессионалам ветер не почем. А он и не думал стихать.

... Мы явно бездельничали, когда среди инструкторов началось движение. "Ветер стихает, быстро все на планирование - записаться, заплатить деньги и - к парашютам". Мы начали готовиться к прыжку. Получили комплект парашютов, начали подгонять основной под себя. Без помощи инструкторов не обошлось. Получили шлемы, отрегулировали парашюты, все сложили положенной кучкой и начали ждать.

Теперь ожидание было тягостное. Ветер не утихал и по-моему, становился сильнее. "Это они ждут, когда нас колбасить перестанет", пошутил Олежка.

Посидели в беседке. Начали вспоминаться песни про летчиков или самолеты. Потом переделывали другие песни, лишь бы хоть как бы были в тему. Но настроение было не то. Перебрались на солнечную лужайку. Захотелось спать. И кушать. Повалялись немного. Оля и Олежка решили сходить в ближайший магазин. Я решил к ним присоединиться. "До магазина кылометр идти", сказали нам местные.

... Мы вернулись с конфетами и печеньем. И батоном, его Леша попросил купить. По дороге мы заметили, что народ начинает разъезжаться. Когда мы зашли на аэродром, парашюты уже были убраны. "Шабаш", - встретил нас Кирилл. Было около шести вечера. "Приезжайте завтра, к девяти", сказал нам кто-то из инструкторов.

Перекусив, мы отправились в сторону трассы...

В тот вечер мы с Олежкой встретили еще нашу компанию около Универа на нашем привычном месте встречи - выход из метро в сторону клуба "Синтон". Нас окружили: "Вы прыгать собирались? А кто был? А почему не прыгнули?"

... Когда я засыпал, мне снилось что-то парашютное. Я устал. День оказался насыщенным и долгим.

... "Вы почему так поздно приехали?" - встретил нас Дядя Вова. Мы посмотрели на часы: "Вы ж сказали, к девяти..." - "В девять уже прыгать надо!!!" Он был явно недоволен. "Быстро, в здравпункт и - получать парашюты".

Ветер был около 3-5 м/с, хотя чувствовалось, что может усилиться. Одевая парашют, я мысленно про себе повторял действия в полете.

Мы выстроились. Нам провели заключительный инструктаж - напомнили, что, куда и зачем. Одновременно запланировались, выстроились в порядке убывания весов. Инструктор проверил парашюты.

"Для особо одаренных мы снизу будем давать указания, что делать". "А слышно будет?" - спросил я. "Будет".

Шеренгой мы направились к самолету. Постепенно меня начало охватывать непонятное чувство. Это не страх, не тревога и не осторожность, а что-то среднее. Плюс адреналинчик.

Мы уселись в салоне. Я получился в первом заходе. Из наших впереди меня был только Леша, остальные - во втором заходе.

Самолет набирал высоту. Тем временем инструктор начал пристегивать карабин к стабилизирующим парашютам. У меня в руках был фотоаппарат Оли. Она, Олежка и Кирилл сидели в моем ряду. Я направил объектив в их сторону и нажал на спуск. Выбирать ракурс у меня не было возможности - в салоне было тесновато. Я попросил мужика напротив сфотографировать меня. Когда ко мне вернулась камера, я передал ее на хранение пилоту.

Я понимал, что все делал на полуавтомате. В голове вертелись мысли о полете. Главное, ничего не забыть.

Я поймал взгляд Оли. Подмигнул ей. И понял, что, не дождавшись ответа, отвел глаза куда-то в сторону.

Инструктор открыл дверь самолета. Проем был как раз напротив меня. Теперь высота ощущалась больше всего. Адреналин и то непонятное чувство нарастало.

Сбросили пристрелочный парашют, чтобы определить снос. Высота - около 800 метров.

Самолет сделал последнюю петлю для набора высоты.

"Приготовились к прыжку. Руки - на кольцо!!"

Раздалась сигнальная сирена. О ней нам вчера рассказывали на инструктаже.

"Все, первый заход, встали" - выкрикнул инструктор. У меня ейкнуло в груди. "Первый - пошел, второй - пошел..." - эти слова слышал явно не я.

"... Шестой - пошел!!!" это была моя очередь. Я подошел к двери и шагнул вперед...

Несколько секунд были непонятными. Где-то изнутри выскочила мысль - КОЛЬЦО!!!

Я понял, что забыл, что нужно считать. Внутреннее чувство мне подсказывало, что спохватился я как раз вовремя.

Я дернул за кольцо. Слабо. Рука на мгновение замерла на груди и рванула в нужном направлении.

Небольшой толчок.

И тишина.

И спокойствие...

Краем взгляда я поймал линию горизонта.

Как положено, посмотрел на купол.

Вспомнил про шнурок запасного парашюта.

Огляделся. Нашел наших.

Надо было поудобнее усесться на лямке парашюта. Инструктор говорил, что в воздухе это будет труднее, но я не ожидал, что настолько. Ремни были в затяжку.

Я справился с сидушкой.

Потренировался в поворотах.

Сработал вхолостую автомат запасного. "400 метров", подумал я.

Я попытался насладиться полетом. Здесь было красиво...

Времени было в обрез. Я стал различать травинки. Снизу кто-то кричал в мегафон: "Развернись!"

"Ноги вместе!"

"Я сказал, ноги вместе!!!"

Я приготовился к приземлению. Развернулся. Соединил ступни. Краем глаза взглянул вниз. Перевел взгляд на горизонт.

Почувствовал толчок снизу и упал набок.

Парашют потащил меня по земле. Я начал подтягивать стропы. Они не сильно поддавались.

Видимо ветер немного затих и я справился с парашютом. Я вскочил и оббежал вокруг купола.

Я понял, что приземлился.

Я сделал это.

Крик радости и победы вырвался из моей груди.

Я задыхался.

... В метрах стах от меня слева был Леша, справа, чуть ближе - Олежка. Я взглянул в небо. Кто-то еще спускался. Вдалеке народ собирал парашюты. Я нашел Олю. "Все в порядке", подумал я.

"Олежка, как парашют собирать-то?" - "Не знаю, как-нибудь ТАК".

"Как приземлился?" - "Нормально..."

Чувство восторга не покидало меня.

Это было что-то.

Но МАЛО!!!

Собрав парашют, я догнал Олежку. Он во всю вспоминал Кирилла, который так и наровил с ним столкнуться.

Впереди я увидел Олю. Ей кто-то помогал нести сумку с парашютом.

Мы подошли к своим. Всех захватывали эмоции. Все прыгнули нормально. Только Оля забыла про запасной, и он начал раскрываться. Пришлось его собирать в воздухе. Зато она наслаждалась воздушными ямами, практически зависая в воздухе.

Кирилла болтало во время полета. Да и кругом Олежка был. Один Леша казался спокойным.

Мы сфотографировались с инструктором и ребятами, которые с нам прыгали.

Леша подгонял домой. Уезжать не хотелось.

"Ну что, может еще прыгнете?" - спросил Дядя Миша. Мы переглянулись.

"Ну, мы-то с удовольствием, денег уже нет" - "Можно и в кредит". Мы опять переглянулись...

Женщина, которая выписывала свидетельства парашютиста, куда-то пропала. "Я освобожусь где-то через час, тогда выпишу все, что захотите", сказала она мне с Олежкой, когда мы ее нашли. "А раньше?" - "Ну, тогда минут через двадцать, я перерыв сделаю". Она как раз проводила инструктаж.

"Ну что, ждем?" - спросили мы, когда вернулись к своим. - "Ждем. Тем более, что уезжать не хочется".

"А я, наверное, поехал", сказал Леша.

... В это время собирался второй состав парашютистов. Они уже прыгали по второму или третьему разу, а некоторые - и больше. Мы решили посмотреть. Теперь было еще интересней наблюдать со стороны - как выпрыгивают, раскрывается купол, как приземляются.

... Свидетельства нам выписал один из инструкторов. Вернее, показал, что и где писать, а заполняла уже Оля. Он только расписался.

Теперь уже можно было возвращаться домой. "Заниматься здесь нечем, а уезжать не хочется", сказал то-то их наших.

Было около часа дня.

Воскресенье.

8 июня 2003 года.

... В тот день мы еще выбрались на Журавлевку. Народ собрался у Жанки по поводу Карпатского похода, а потом решил сходить на речку. Взяли гитару, волейбольный мяч.

Нас окружили: "Ну, как?.."

"... А что это у тебя за свидетельство?" - спокойно спросила меня мама, когда я вернулся домой. "Парашютиста" - я специально оставил его на видном месте. Моя мама не удивилась. Видимо она уже привыкла к моим неожиданным поступкам.

"... Моя мама думала, что я не прыгну" - призналась мне Оля. - "Она думала, что я приеду, посмотрю и передумаю". - "По-моему, это было бы не похоже на тебя". Оля улыбнулась...

Когда я засыпал, передо мной проносилось как в немом кино - самолет, прыжок, кольцо, купол, ремни, приземление. Я даже ощущал движение самолета и полет в воздухе...

"... И тебе снился прыжок?" - спросила Оля утром. - "Когда я засыпала, у меня перед глазами вся картинка была..."

На следующий после прыжка день я взял лист бумаги и начал делиться впечатлениями. Мысли обгоняли возможность записывать. Когда я описывал полет на самолете перед прыжком и сам прыжок, я словно снова пережил те ощущения, которые я ощущал тогда. Я как будто снова прыгнул.

Я смог успокоиться, когда поставил последнюю точку. Я осмотрелся. Я сидел на скамейке за памятником Ленина. Уже было темно. Оказывается, я писал и не замечал, что вокруг течет жизнь, проходят люди, бежит время...

У меня было ощущение, что я преодолел еще один этап в моей жизни.

Теперь появилось новое определение: ДО прыжка и ПОСЛЕ.

Виталий Шептун 2003