Библиотека. Приятные мгновения минувших дней.
(у каждого свой путь в Небо) |
|
Сколько себя помню всегда была рядом мечта
о свободном полете. Нет, не управление и полет на большем самолете, не
сложное управление авиалайнером, а ветер в ушах, разворот по одному наклону
тела.
В 1957 году отец, раскошелился и купил, к дню рождения,
заводские, алюминиевые сани. Таких в нашем селе не было ни у кого. Всю
зиму мальчишки с завистью смотрели как я на большей скорости скатывался
с горы. Мы жили в Ставропольском крае в
с.Шишкино и гряда высотой до 150 метров тяну-лась в доль нашего села.
Мысль прибавить к скорости еше и высоту привела меня к тому, что я за лето
1958 года смастерил и закрепил крылья к моим саням. Они представляли собой
две деревянные рейки по три метра, крепившиеся к саням и такие же
рейки вместо нервюр. Обтянутые простынью и покрашенные краской, они в полной
мере представляли собой простейшие крылья. На этой конструкции, лежа, удавалось
после трамплинчика пролетать до 30-50 метров на высоте где-то пол-метра.
Склон был достаточно крутой, что и позволяло получить бешенное удовольствие
от мгновения полета над землей, пусть и не высоко и не продолжительное
время. Полеты продолжались до тех пор, пока мой друг не свернул себе шею,
пробуя освоить эту технику. Мне наверное чудо позволяло отделываться только
синяками и не иметь проблем.
Все свободное время было занято моделированием в
том числе простых схематических планеров и самолетов с резиновыми двигателями,
что в принципе и дало чувство , ощущение и возможность управлять своим
телом в про-странстве. Настольные журналы были “Техника молодежи”,
“Моделист конст-руктор”, и конечно “Наука и жизнь”, где и черпались
все необходимые сведения.
Первый полет осуществил в 1983 году с горы Чегет.
В то время из-за астмы отец вынужден был переехать в горы, устроиться на
работу лифтером в “Итколе”- Приэльбрусье, а я навещал его, когда
был в отпуске, к тому времени судьба забросила меня на западную Украину
на Ровенскую АЭС. В то лето в Итколе жили ребята из Москвы и летали на
дельтапланах. Конечно я знал , по публикациям о Михаиле Хогберге, о дельтапланах,
вернее их тогда называли крылом Рогало, о принципе управления этой летающей
алюминиевой лестницей , обтянутой тканью из балонии.
Понаблюдав со стороны за полетами этих ребят, я обнаглел и попросил
дать слететь мне с горы на их аппарате. На что последовал вопрос - А ты
умееш?
“Я что похож на сумашедшего, чтобы
не умея летать броситься головой вниз и сломать себе шею?” Аргумент
видимо был не отразим и нагл, что ребята подцепили и ....... Как происходил
сам полет я помню до мельчайшей подробности.
Когда, пробежав пару шагов аппарат взмыл, а вернее замля ушла в низ,
естественная реакция - ручку от себя, чтобы уменьшить скорость и, чтобы
все происходило помедленней. Это привело к тому, что аппарат поднимая нос
стал входить в режим парашютирования, без сваливания в какую либо сторону.
Крики с горы, мягко выражаясь, рекомендовали - ручку на себя!!!!!!
Команда была выполнена, полет приобрел нормальный режим, правда высоковато
было для первого полета, но я благополучно приземлился на футбольное поле
около гостинницы. Долгое время после, даже во сне проходил анализ
полета.
Самостоятельно изотовленый дельтаплан в 1987 году
не летал, так как ткань, которую я использовал - простой лавсан даже
не колондрированый. И естественно воздух проходил сквоь ткань и не держал
даже сам аппарат , хотя стометровки с аппаратом давали определенный опыт.
В 1992 году купил новенький “Славутич УТ”, радости
было немерено, всего 21 кГ, а как летал, как танк, но зато управлялся очень
легко. Я иногда и сейчас балуюсь беря его на горку и спрыгивая вниз. Куда
я его только не таскал. В Карпатах мы с ним были. Летали по коридору проложенному
для горнолыжников, где ограничения по сторонам не более 5-7 метров, а сосны
в Карпатах - большие, высокие.
В Приэльбрусье он ехал на мне, сначала по канатке,
а затем на шее до “Приюта -11”, переночевав, мы поднялись с ним на “Скалы
Пастухова” , расправили крылья, долго, долго семенили ногами - был практически
штиль, и все таки оторвались от бренной земли, пропорхнули над “Приютом”,
поболтались над скалами, это было первое ощущение полета в каламбуре потока,
и присели на площадку, вернее на дорогу, на виду у шашлычников и
зевак с шашлыками во рту, что около “Азау”.
Когда был в воздухе очень боялся - как я попаду
на такой маленикий участок. Ведь с верху все такое маленькое.
Зерно сомнения, к дельтапланеризму посеял
Хегай Валерьян, когда мы пригласили его команду из Славутича на праздник
города, со своими лететельными аппаратами. Вместе с ним приехал и
Румянцев Борис, который демонстрировал полет на параплане с мотором и полет
на самодельной “метле”- к сожалению он погиб на своей самоделке в 1996
году. Вот тогда то Валерьян по-казал параплан и управления
им. Это оказалось так же просто, как и управление дельтапланом, только
комфортность полета была намного предпочтительнее, намного легче по весу,
что в принципе и предопределило параплан и только параплан. Всю технику
приходилось осваивать практически самостоятельно и на собственных ошибках.
С 1996 года, если можно так сказать, летаю на параплане Коктебель,
изготовленного в Москве в 1919 году (читать в 1991г).
В прошлом году слетел с Воловца, вниз на поляну у огородов, и чесно
скажу впервые я испытал страх, когда стартовал от креста и буквально
хлестанули сосны по подвеске, понял, что садиться некуда. Везде деревья
высотой до 30 метров. “Придеревянеешь” на верхушки, не слезешь ведь обезьяннего
опыта, лазать по деревьям у меня нет.Только уговоры - ну давай, давай заставили
параплан долететь до первых дворов. Пронесло.
В этом (1998-м) году вместе с группой в 40 человек
поднимался на Говерлу, ну и естественно в рюкзаке ехал на мне параплан.
Надо-ли говорить о той красоте гор, когда смотришь на них с верху?
Это захватывающее зрелище. Меня немного побросало, приподняло у кромки
скалистого выступа и спустило на спортивную поляну турбазы.
Но на всю катушку “оторвался” в Планерском
в августе. Параплан - вспомнив свое одноименное название с Коктебелем,
воспрял духом и позволил мне , цепляясь стропами за камни полетать вдоль
горы туда и обратно, туда и обратно.... Впервые встретился с одночекнутыми,
Женя из Харькова,SC, Андрей и Саша из Москвы, летавшие на каком то Гадзиле,
с АЭРОСА Петр с грудным ребенком и женой . Смотреть , анализировать,
учиться так бы сказал великий Л., если бы он летел на параплане. Что я
и делал и летал , намного ниже чем ребята, менее эффектно но летал. И все
это на параплане который не намного отличается от спортивного парашюта
и двух сшитых простыней и летает только по просьбе, но что самое главное
он очень безопасен и прощает практически все ошибки. Как школьная парта
он безупречен. Хотя так хочется уже и стримера прижать и спидбар придавить,
да больно “крутые” цены на “хотелку”.
За сентябрь научил 3 х ребят, стоять на ветру и
держать стабильно параплан над головой. Одного на привязи запускали на
небываую высоту меторов 5 - мы бежали вдвоем, высунув языки для балансировки,
он болтал ногами и визжал от удовольствия. Этим я стараюсь приумножить
число “чекнутых”, естественно со всеми мерами предосторожности.
Думаю вся эта информация может послужить примером
- как не надо учиться летать на подручных материлах и приспособлениях.
А, если очень хочется, то - МОЖНО!?..
Владимир Дьяков.
|