Библиотека. Заметочка на тему :
"Что такое СЛА по-американски:" |
|
Думаю, что каждый читатель знает значение аббревиатуры "СЛА".
Это сверхлегкие летательные аппараты. В украинском языке ситуация посложнее.
НЛА - "надлегкi лiтальнi апарати", по моему, не очень благозвучно (навевает
мысли о неких аппаратах, приносящих летальный исход). В официальных бумагах
начинает использоваться термин "надлегкi повiтрянi судна", но аббревиатура
НПС-напоминает Сталинский Наркомат путей сообщения с незабвенным Кагановичем
во главе. Может быть "НЛПС"..., в общем есть над чем подумать.
В романоязычных странах используется термин "ultralegere
machine" (ULM), в германоязычных - "Ultraleicht Flugzeugen" (UL), в Велико-
британии - "microlights". По некоторым непроверенным слухам Европейские
Объединенные Авиационные Администрации (JAA), собираются вводить официальный
термин "ultralights". А как же будет СЛА "по-американски"?
Часть 103 Свода авиационных правил США, или короче - FAR-103,
определяет СЛА как "ultralight vehicles" - сверхлегкие транспортные средства.
В США всегда щепетильно относились (и относятся) к определениям, формулировкам
и прочим бюрократическим штучкам. И, обозвав СЛА "транспортными средствами",
американцы таким образом сказали, что СЛА с юридической точки зрения не
являются воздушными суднами (aircraft) и на них не распространяются требования,
существующие для "большой" авиации. Перед тем, как выяснить, к чему это
прмвело, небольшое лирическое отступление.
Как и во всём мире, развитие СЛА в США началось, когда в
70-х наиболее "продвинутые" дельтапланеристы решили поставить на свои хейнгглайдеры
моторчики и посмотреть, что из этого получится. А получилось то, что СЛА
стали самым пополярным (и недорогим) средством "нюхнуть" свежего воздуха,
"пощекотать" нервы и получить массу удовольствия. Возникший в результате
такого "открытия" бум СЛА поразил не только авиационную общественность,
но и авиационные власти США - Федеральную авиационную администрацию (в
просторечии именуемую FAA).
FAA не занималась регулированием деятельности в области дельтапланеризма
и не имела намерений заставлять пилотов-спортсменов летающих, на СЛА, регистрировать
их аппараты или проходить процедуру сертификации типа. Вообще FAA затруднялась
определить категорию авиации, к которой можно было бы отнести дельтапланы
с моторами. Однако, большое количество жужжащих в воздухе "раскладушек
с мотором" вынудило FAA заняться СЛА.
После тщательного изучения вопроса и учитывая мнение общественности
(они там это всегда учитывают и, как везде, общественное мнение неоднородно:
в США часть общественности требовала регулировать деятельность в области
СЛА и как можно строже) FAA пришла к выводу, что граждане США имеют право
на полную свободу творчества в области СЛА до тех пор, пока это не угрожает
безопасности и собственности других лиц. В конце концов 4 ноября 1982 года
FAR-103 обрели силу закона.
К счастью для американских "слашников" в этом законе говорится,
что "сверхлегкие транспортные средства" и их пилоты фактически не подлежат
какому либо государственному регулированию.
Итак, откроем FAR -103.
Сверхлегкое транспортное средство - это транспортное средство,
которое:
- используется или предназначено к использованию в воздухе
в управляемом режиме одним на борту;
- используется или предназначено к использованию только в
развлекательных или спортивных целях;
- не имеет какого-либо американского или зарубежного сертификата
(свидетельства) летной годности;
- если безмоторное, то имеет массу (пустого) не более 70
кг;
- если моторное, то:
- имеет массу (пустого) не более 115 кг, не включая поплавки
и устройства безопасности, предназначенные для приведения в действие при
аварийной ситуации;
- имеет объем топлива, не превышающий 19 литров;
- имеет максимальную развиваемую на уровне моря в горизонтальном
полете, скорость (индикаторную), не превышающую 102 км/час;
- имеет скорость сваливания (индикаторную) при выключенном
двигателе, не превышающую 44 км/час.
Вот и все технические (если можно их так назвать) требования
к американским СЛА. Затем идет несколько "правовых" требований:
- не требуется сертифицировать СЛА, их компоненты и оборудование;
- не требуется регистрировать СЛА и наносить на них регистрационные
знаки;
- не требуется получать на СЛА Сертификаты (свидетельства)
летной годности или другие бортовые документы;
- не требуется пилотам СЛА иметь Сертификаты (свидетельства)
пилотов или медицинские свидетельства;
- пилот СЛА должен представлять представителю Администрации
по его требованию возможность проинспектировать аппарат на предмет его
соответствия "техническим" требованиям;
- пилот СЛА должен представлять представителю Администрации
по его требованию удовлетворительное свидетельство того, что СЛА эксплуати-
руется в соответствии с FAR-103 (т.е. используется только в развлекательных
или спортивных целях);
- любая эксплуатация СЛА, требующая исключения из этих правил
(короче говоря - зарабатывание денег), может проводится только при письменном
разрешении Администрации (в основном это относится к участию в аэрошоу
"по найму, за вознагрождение или компенсацию").
А дальше FAR-103 содержит правила полетов на СЛА:
- не допускается эксплуатировать СЛА таким образом, который
может угрожать безопасности других лиц или их собственности;
- не допускается сбрасывание со СЛА что-либо таким образом,
который может угрожать безопасности других лиц или их собственности;
- полеты на СЛА допускаются только днем (от получаса до официального
восхода солнца и до получаса после официального захода);
- не допускается эксплуатировать СЛА таким образом, который
может угрожать столкновение с другими участниками воздушного движения;
- СЛА должны уступать "дорогу" всем другим участникам воздушного
движения (а моторные СЛА - безмоторным);
- полеты на СЛА запрещены:
- над населенными пунктами и собраниями людей;
- в контролируемом службами управления воздушного движения
пронстранстве (кроме случаев, когда этими службами выданы специальные разрешения);
- в запретных и других специльных зонах;
- вне прямой видимости земли.
Кроме этого, даются параметры горизонтальной видимости, при
которой допускаются полеты на СЛА.
Вот, в общем-то, и все.
"Специалист".
(По материалам "Небо для всех")
|