Библиотека. Парапланерный тест ACPUL.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАПЛАНОВ

На сегодняшний день не существует оценки аппаратов по отдельным тестам - A, B, или С: параплан оценивается по совокупности всех 17 тестов, и по результатам испытаний относится к одной из четырех категорий:

Standard

Параплан предназначен для начинающих или пилотов выходного дня. Имеет хорошую стабильность, хорошую маневренность и прост в обращении. Должен успешно проходить все 17 тестов. Если параплан снабжен триммерами или акселератором, то он проходит весь комплекс тестов дважды: как на низких так и на высоких скоростях.

Performance

Предназначен для пилотов, летающих регулярно, предоставляет больше возможностей в полете. Более требовательный к пилотированию, параплан этой категории тем не менее сохраняет хорошую стабильность и возможность возвращаться к нормальному полету в руках пилота достаточной квалификации.

Competition

Адресован элите пилотов, которые летают практически ежедневно.

Biplace

Параплан для полетов вдвоем.


 
ТЕСТ, ЦЕЛЬ, ДЕЙСТВИЕ    ТРЕБУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
No
Тест
Цель
Действия
standart
performance
competition
biplace
1
Подъем
Проверить
способность
легко наполняться
Не определены
Не определен
Не определен
Не определен
Не определен
2
Призем-
ление
Проверить
способность
приземляться без сложных маневров
Пилот производит
приземление только при помощи клевант
Приземление на ноги без сложных 
маневров
То же
То же
То же
3
Диапазон
скорости
Проверить, 
что диапазон
скоростей
достаточен и представить
цифры 
потребителю
В течение 10 сек. поддерживается
максимальная
скорость, затем 
минимальная
(в обоих случаях 
без применения 
аксессуаров) и 
регистрируются 
на графике
Мин. диапазон - 
10км/ч
То же, но триммера 
затянуты
Не граничивается, но скорости регистрируются
Миним.
диапазон - 
15км/ч
4
Применение
акскссуаров
Убедиться,
что аксессуары
(триммера, акселератор) не могут явиться причиной опасного поведения (складывание на высокой скорости, парашюти- рование на малой скорости)
Мин. скорость: триммера макс. затянуты, в теч. 10сек. Регистрируется скорость и ценивается поведение. Макс. скорость: акселератор полностью выжат или триммера макс. отпущены, клеванты не работают в теч. 10сек. Регистрируется скорость и оценивается поведение.
Никаких отклонений от нормального полета. Скорости регистри-
руются
То же
То же
То же
5
Стабиль-
ность при раскачке
по тангажу
Проверить стабильность в раскачке по тангажу
Триммера макс. отпущены, пилот тормозит купол клевантами. На грани свала резко отпускает клеванты.
Клевок не более 45о . Складывания допустимы без отклонения от направления полета.
Клевок макс. 90о. Складывания допустимы, если отклонения от направления полета не более 90о и возвращение к норм. полету самостоя- тельное
Тест не проводится
Тест не проводится
6
Выход из 
заднего 
свала
Проверить способность купола возвращаться к нормальному полету по выходе из фазы пара- шютирования
Пилот тормозит купол клевантами. Достигнув свала, медленно поднимает руки вверх. Если в теч. 4 сек. параплан продолжает парашютиро- вание, пилот применяет предписание производителя.
Самостоя- тельный выход за менее чем 4 сек. Клевок менее 45о и отклонение от направления полета не более 180о.
То-же, но допустим клевок до 90о.
Клевок макс. 90о (в горизонт. плоскости). Возвращение к норм. полету через 4 сек. после вмешательства пилота.
Как performance.
7
Выход из 
B-свала
(ряд 
отпускается
быстро)
Проверить способность безопасно применять быстрый спуск за B-ряд, если это допускается руководством к полетам + проверить стабильность в раскачке.
Аксессуары в медленном положении. Пилот тянет за B-ряд до парашютирования, затем медленно его отпускает. Если параплан продолжает парашютировать, пилот применяет предписания производителя.
Клевок менее 45о . Складывания допустимы без отклонения от направления полета, параплан раскладыва- ется сам.
Клевок менее 90о, возвращение к норм. полету через 4 сек. после вмешательства пилота.
Тест не проводится
Тест не проводится
8
Выход из 
B-свала
(ряд 
отпускается
медленно)
Проверить способность купола возвращаться к нормальному полету по выходе из фазы парашюти- рования
Аксессуары в медленном положении. Пилот тянет за B-ряд до парашютирования, затем медленно его отпускает. Если параплан продолжает парашютировать, пилот применяет предписания производителя.
Клевок менее 45о . Складывания допустимы без отклонения от направления полета, параплан раскладыва- ется сам.
Клевок менее 90о, возвращение к норм. полету через 4 сек. после вмешательства пилота.
Клевок макс. 90о. Возвращение к норм. полету за 4 сек. после вмешательства пилота.
Если произво- дитель не рекомендует, маневр не проводится. В противном случае - как performance.
9
Поведение в 
повороте
Убедиться, что купол может легко поворачивать.
Триммера затянуты, пилот делает 360о в одну сторону, затем в другую как можно быстрее.
Восьмерка производится без переноса веса. Максимальное время маневра - 18 секунд.
Восьмерка производится с переносом веса, если необходимо. Максимальное время маневра - 20 секунд.
Восьмерка производится с переносом веса, если необходимо. Максимальное время маневра - 23 секунд.
Как competition.
10
Манев-
ренность
Убедиться в возможности быстро поворачивать, например для избежания столкновения.
Пилот затягивает одну клеванту до максимума, другая отпущена. Когда крыло повернется на 90о , он отпускает клеванту , стабилизирует купол и делает то-же в другую сторону
Нет отклонения от нормального полета
То-же, но производится с переносом веса, если указано производителем.
Параплан не должен выходить из нормального полета, или самостоя- тельно к нему возвращаться по окончании маневра.
Как performance.
11
Винг-оверы
(раскачка 
серией
крутых 
поворотов)
Проверить тенденцию к проскальзыванию в повороте и способность возвращаться к нормальному полету.
Пилот выполняет серию попеременных левых и правых крутых поворотов под углом не менее 45о
Нет складываний
Складывания допустимы, если самостоятельное возвращение к норм. полету происходит за менее чем 90о
Как performance
Нет складываний
12
Выход из 
асиммет-
ричного
подворота 
передней 
кромки
Симулировать известный эффект турбулентности.
Пилот провоцирует асимметричное складывание ок.55%, переносит свой вес на сложенную сторону и выжидает 4 сек., прежде чем прибегнуть к помощи клевант, если необходимо.
Самостоятельное возвращение к нормальному полету за менее, чем 4 сек. Макс. отклонение от направления - 360о
То-же
Если купол не возвращается к норм. полету, то после вращения на 360о , пилот вмешивается, и купол должен возвратиться к норм. полету за 360о и 4 сек. 
Как competition
13
Выход из 
удерживае-
мого
асиммет-
ричного
складывания
Симулировать известный эффект турбулентности.
Пилот провоцирует асимметричное складывание ок.55%, переносит свой вес со сложенной стороны и удерживает это складывание в теч. двух 360о оборотов прежде, чем резко отпустить ряд, вызвавший складывание.
Самостоятельное возвращение к нормальному полету менее, чем за - 360о
Если купол не раскрывается, пилот может вмешаться согласно советам производителя, и купол самостоятельно возвращается к нормальному полету за менее, чем 4 сек. и макс. 90о вращения, 
Как performance
Как standard
14
Выход из 
негативной
спирали
Проверить выход из добровольного входа в негативную спираль и контролировать стабильность по всем 3-м осям.
Триммера отпущены, пилот максимально тормозит купол, затем максимально затягивает одну клеванту, полностью отпуская другую. Удерживает это положение в теч. 360о , затем быстро выравнивает клеванты.
Купол должен сам возвратиться в нормальное состояние, вращение допустимо до 360о в направлении спирали.
Купол может продолжать вращаться в спирали макс. 1 поворот, затем самостоятельно возвратиться к норм. полету за менее 90о .
Тест не проводится
Как standard
15
Выход из 
асиммет-
ричного 
свала
Проверить способность купола возвращаться к нормальному полету при случайном асимметричном свале
Пилот максимально тормозит купол, затем затягивает одну клеванту до асимметричного свала и быстро отпускает клеванты.
Самостоятельное возвращение к нормальному полету. Изменение направления не более 90о .
Если купол не раскрывается сам, пилот вмешивается согласно советам производителя, и купол самостоятельно возвращается к нормальному полту за менее, чкм 90о вращения.
Тест не проводится
Как performance
16
Выход из 
симметрич-
ного фрон-
тального
складывания
Симулировать известный эффект турбулентности.
За передний ряд пилот провоцирует симметричное фронтальное складывание, затем быстро отпускает ряд. В течение маневра он не пользуется клевантами.
Возвращение к нормальному полету за менее, чем 4 сек. Клевок макс 45о .
Если купол не раскрывается сам, пилот вмешивается согласно советам производителя, и купол самостоятельно возвращается к нормальному полету за менее, чем 4 сек., отклонение от курса макс. 45о и клевок не более 90о .
Тест не проводится
Тест не проводится
17
Выход из серии
360o поворотов
(спираль)
Проверить способность купола возвращаться к нормальному полету после серии 360о поворотов.
Пилот делает спираль, удерживает ее 2 оборота и медленно отпускает клеванты в течение третьего оборота.
Возвращение в нормальное состояние, за менее, чем 360о .
Возврат к нормальному полету за менее, чем 2 оборота.
Если купол не выходит из спирали, вмешивается пилот, и возвр. к норм. полету за менее, чем 360о .
Как performance
 
AFNOR
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ:
Полет называется нормальным,
- когда параплан полностью наполнен и летит прямо без вмешательства пилота.
Вмешательство пилота
- всякое перенесение веса в подвеске и воздействие клевантами и аксессуарами.
Параплан считается пилотируемым,
- когда, даже при частичном подсложении (в пределах 40%), пилот может осуществить поворот на 180о в одну и другую сторону без усугубления ситуации.
Аксессуары пилотирования
- триммера и акселератор.