Библиотека. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
(адресовано многоуважаемому Чайнику)
|
|
Чем параплан отличается от парашюта?
Внешне параплан действительно весьма похож на парашют типа "крыло",
однако это единственное сходство. Параплан отличается от парашюта в
первую очередь своими аэродинамическими свойствами, которые скорее похожи
на летные свойства планера, чем на "летные" свойства парашюта. Параплан
действительно ЛЕТИТ, а не спускается (падает) вниз. Второе основное
отличие - это применяемые материалы. Для парашютов, в основном, применяются
материалы которые растягиваются и пружинят с единственной целью погасить
рывок от раскрытия купола. На парапланах же наоборот применяются жесткие
нерастягивающиеся стропы и непропускающие воздух ткани.
На параплане нужно что, откуда-то прыгать?
Ничего подобного. Старт осуществляется в тех же условиях, что и для
дельтаплана - склон холма (иногда очень пологого) и хороший разбег!
;
Можно ли все-таки на параплане прыгать с самолета?
Нельзя! Поскольку при проектировании параплан не расчитывается на рывковые
перегрузки. Параплан всегда (на старте в том числе) находится в раскрытом
состоянии, поэтому рывковых нагрузок таких как у прыжковых парашютов
он никогда не испытывает. ;
А не удобнее ли стартовать на параплане или дельтаплане
используя лыжи?
Нет, не удобнее (хотя и можно). Во-первых - лыжи надо потом куда-то
девать (не терять же их после каждого полета), во-вторых - сильно увеличивается
необходимая длина стартовой площадки (лыжи разгоняются медленно), это
в свою очередь повышает вероятность разного рода инцидентов на старте.
Ну и третье - а что, если лето?
Можно ли самому научиться летать
на дельтаплане или параплане?
Вообще-то можно. Как-то ведь научились летать первые пилоты и инструкторы.
Однако не стоит забывать, что первые авиаторы платили очень дорого за
опыт и знания в летном деле. Хотите попробовать повторить? Если быть более
точным, то научиться летать абсолютно самостоятельно приобрев (или еще
"лучше" сделав самостоятельно дельтаплан или параплан) могут лишь (как
это ни прискорбно) единицы и то набив при этом огромное количество синяков
и шишек, потратив на это несколько лет своей жизни. При этом пилот скорее
всего научится лишь кое-как пилотировать свой летательный аппарат не говоря
уже о том, что настоящий полет заключается вовсе не в "прыжках" сверху
вниз.
Как быстро можно научиться
летать? По сути дела данный вопрос - почти дублирование предыдущего.
Самый быстрый на сегодняшний день способ - это все-таки воспользоваться
услугами летной школы или дипломированного инструктора. Время обучения
для парапланеристов обычно колеблется в пределах 5-10 дней, а для дельтапланеристов
приблизительно в два раза больше. И поскольку мы находимся опять-таки
на Украине, а не в США или Европе(где обучение стоит от 150$ за летный
день), то научиться летать здесь можно практически
даром.
А если привязать веревку и тащить?
На практике это делается специальными буксировочными лебедками
с общей длиной троса 500 - 1500м, которые выдерживают специальный режим
затяжки летательного аппарата и исключают его перегрузку при порывах
ветра и поломку. Для дельтапланов также используется так называемая
Аэробуксировка (за мотодельтапланом).
А если попадешь под дождь?
Вообще ничего особенно
страшного нет. Хотя аэродинамика намокшего крыла может немного измениться и справляться с его управлением будет сложнеее (особенно для парапланов, которые могут "наловить" воды больше других типов ЛА в силу большей площади и конструктивных особенностей крыла). Плюс - износ материала, из которого сделан ваш летательный
аппарат, увеличивается в 2-3 раза. Поэтому думайте сами - летать вам
под дождем или нет.
А где можно летать?
В принципе, где угодно. Однако
в каждой стране есть свои правила регулирования полетов на сверхлегких
летательных аппаратах (СЛА). Самая лучшая рекомендация - это обратиться
в местный клуб, где есть вся информация или, если такого нет, то в любую
ближайшую авиаслужбу, которая контролирует воздушное пространство в
вашем регионе. На Украине уже действует с 01.05.98 г. трехсотметровая
зона для сертифицированной летной техники и пилотов с соответствующими
подготовкой и документами.
А наверху не страшно?
А попробуйте!
И, вообще, хотелось бы задать встречный вопрос: Как вы ощущаете свою боязнь высоты? Если это ответ типа: "Я подхожу к краю высокого обрыва и боюсь упасть", так знайте, ЭТОГО все пилоты тоже боятся! А вдруг порыв ветра или ноги откажут, или что... Однако, когда к вашему телу присоединены крылья, которые яаляются одним целым с вами, и надежность и умение управлять которыми у вас не вызывают сомнений - Это совсем другое дело!
Вот пилот слетел с горы, а как же ему назад?
Все очень просто - берешь свой аппарат на плечи и ножками в гору. Можно
конечно и механизированными средствами типа автотранспорта. Но
первое - ЭТО КЛАССИКА!
Как пилот дельтапланерист умудряется держаться
так долго за свой "треугольник". Я попробовал повисеть на турнике -
больше двух минут не получилось.
Дело в том, что пилот совершенно не тратит никаких
сил для того чтобы висеть. Пилот дельтапланерист подвешен под крылом
на специальном сверхпрочном фале и может вообще не держаться руками
в прямолинейном полете. Этот фал плохо заметен с большого расстояния
и может создаться впечатления, что пилот держится именно руками. На
самом же деле, то за что он держится руками - это ничто иное чем ручка
управления.
А что делать пилоту если ему в полете (простите)
понадобилось "очень сильно и очень быстро"?
Чтобы не было "чего", пилоту
рекомендуется подумать об этом до полета. Если же полет предполагается
очень длительным, то в подвесной системе (кресле) предусматриваются
(самими пилотами или производителями этих систем) соответствующие приспособления
и тогда... "да простят их мирные пешеходы!"
А это что такое?
Это запасной парашют.
А зачем он нужен, вы ведь говорили, что аппараты
очень крепкие?
Ну, мало ли чего. Человеку всегда приятно иметь что-то
прозапас. И вообще - ОПЫТ И ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЮТ!.. Ситуаций, когда может
понадобиться "запаска" бывает достаточное количество на серьезных соревнованиях,
где из оборудования "выжимается" все, что оно может, при случайных столкновениях
в местах с сильным "воздушным движением", при попадании в грозовые фронты
(там и военные истребители не выдерживают). САМОЕ ГЛАВНОЕ - ЭТО ДУМАТЬ
КУДА ЛЕТИШЬ, КОГДА И НА ЧЕМ, тогда запаска не понадобится.
А с какой высоты она срабатывает?
Обычно 60-70
метров - это высота, которую гарантируют производители систем спасения,
но бывают случаи, что и с 20 метров открывается. Так, что лучше воспользоваться
при необходимости.
А на верху холодно?
Нормальное падение температуры приблизительно 5-6 градусов на каждые
1000 м. подъема. А холодно это или жарко решайте сами. И вообще, одежда
и экипировка решают все, в смысле комфорта вашего полета.
А как же спуститься вниз?
Гораздо труднее найти
восходящий поток и подняться. Спуск, как правило, не вызывает никаких
трудностей. Достаточно просто не искать восходящий поток и лететь по
прямой в этом случае вам спуск гарантирован, поскольку зоны восходящих потоков на местнсти занимают по площади не более 10% от общей площади земной поверхности.
Для полета нужен ветер?
Это не совсем так. Вернее сказать, для полета нужны восходящие потоки.
Непосвященные в таинства парения не делают различия между словами ветер
и поток. И то и другое ощущается на практике, как движение воздуха.
Разница же существенная и заключается в направлении движения этого воздуха.
Ветер в понимании пилота-парителя - это горизонтальный поток. А восходящий
поток всегда имеет вертикальную составляющую. Например, горизонтальной
составляющей может не быть совсем, а быть одно вертикальное движение
воздуха(восходящее или нисходящее). ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ! И вообще,
это слишком большая тема для разговоров и однозначно здесь отвеить сложно.
Почитайте ЗДЕСЬ и на других страницах
и файлах этого сайта.
Или задайте конкретный вопрос.
Высоко ли можно подняться?
Высоты достигаемые
дельтапланами и парапланами в средней полосе и умеренном климате обычно
не превышают 2500 м (в летний сезон). Однако в районах с жарким климатом
(например Азия, Африка и т.п.) Верхняя граница термической деятельности,
а соответственно и набор высоты может превышать 6-7 тыс. метров.
А сколько можно пролететь без мотора то?
Теоретически - сколько угодно. Практически - дальность парящего полета зависит от нескольких факторов. Сразу отметим, что для дельтапланов все расстояния примерно в полтора-два раза больше, в силу его большей скорости и более высоких аэродинамических характеристик (ародинамического качества). А дальше все просто. Чтобы пролететь максимально далеко нужно лететь по ветру, следовательно, в более сильный ветер пролетишь дальше (однако нужно учитывать предельно-допустимую силу ветра для данного летательного аппарата). Кроме того, время в средине дня, когда существуют термические восходящие потоки, в лучших местах, обычно, не превышает 9-10 часов. Дальше, нужно учитывать время, которое пилот тратит на набор высоты (при этом он лишь сносится со скоростью ветра), что в свою очередь зависит от средней скороподъемности и частоты таких наборов и его готовность провести длительное время в напряженной работе. Вот, практически, и все основные факторы. Теперь складывайте скорость ЛА со скоростью ветра, вычитайте время на набор высоты, умножайте на время полета и вы узнаете, на чем можно сэкономить, чтобы поставить рекорд. А на на сегодняшний день - на парапланах уже летают за 300 км, а на дельтах за 500 !.
А на большой высоте можно задохнуться?
На практике
высоты более 3-4 тыс метров на которых может сказываться уменьшение
кислорода довольно редко достижимы. (Состояние кислородного голода называется
"гипоксия".) На меньших высотах проблем не возникает. В истории полетов
на дельтапланах и парапланах такие случаи имеются. Однако, если пилот
идет на взятие рекорда высоты он, как правило, запасается специальным
кислородным оборудованием, и все проходит ОК!
А в облаках летать можно?
Можно. Однако нужно
далеко не всегда. Поскольку в некоторых типах облаков возможна сильная
турбулентность и сильно ограничена видимость, что может быть небезопасно.
Обычно пилоты попадают в так называемые кучевые облака (красивые такие
летние кудлатые облака) поскольку именно они венчают вершину термического
восходящего потока.
А радары не засекут?
Радары не засекут! Но летать
вокруг них тоже не рекомендуется.
А можно "спрыгнуть" с крыши дома?
В принципе
инциденты время от времени происходят. Однако не рекомендуется в силу
многих причин, к которым относятся: трудность старта с ограниченных
площадок.; Как правило, неблагоприятные условия для посадки (ограниченные
территории с посторонними предметами), наличие в застроенной домами
местности сильной турбулентности воздуха и т.п.
А мертвую петлю парапланы
и дельтапланы могут скрутить?
Могут, однако для этого необходимы отличные
навыки пилотирования и мягкие погодные условия. Прямую мертвую петлю
сделать довольно сложно особенно на параплане (для этого необходим большой
запас скорости, что на параплане добиться труднее чем на дельтаплане
) . Чаще всего выполняют, так называемые косые петли под некоторым углом
оси вращения к горизонту.
А можно на одноместном аппарате летать вдвоем?
В принципе, можно. Прочность крыльев(куполов) такова, что может выдерживать
6-ти и более -кратные перегрузки. Но злоупотреблять этим (в смысле,
прочностью) не стоит. Кроме того, при большей загрузке происходит более
сильная вытяжка материалов, из которых крыло изготовлено - следовательно
износ будет происходить быстрее. В добавок, увеличение; взлетной массы
ведет к пропорциональному увеличению воздушной скорости ЛА. (т.е. с
двумя пилотами ЛА будет лететь почти в два раза быстрее и снижение его
возрастет во столько же раз). К тому же, усилия на органах управления
пропорционально возрастают и само управление перегруженным крылом становится
более динамичным. Все это нужно обязательно учитывать и не перегружать
ЛА без особой необходимости.
Можно ли научиться летать на парамоторе не умея летать на параплане?
Однозначно, нет! Поскольку наличие парамотора еще больше сковывает движение пилота на взлете/посадке и добавляет органов управления, за которыми нужно следить параллельно с манипуляциями органами управления куполом. Обучение полетам на парамоторе всегда предполагает уже наличие, как минимум умения поднимать купол и балансировать его над собой перед стартом, а также, достаточно твердым владением навыков по управлению его движением и четким выполнением посадки. Это все - элементы начальной подготовки пилота парапланериста и отработать их с приемлемой степенью безопасности можно только при отсутствии у начинающего за спиной ревущего и сопротивляющегося куска железа 25-30 кг весом.
Можно ли научиться летать на мотодельтаплане не умея летать на безмоторном крыле?
Однозначно, да! По общему своему подходу обучение на МДП (дельталете) мало чем отличается от обучения на минисамолете и в отличие от парапланов парамоторов и безмоторных дельт всегда проводится на ЛА с двойным управлением.
Когда лучше начинать и как подготовиться к обучению.
Подробно в статье здесь (статья адресована тем, кто хочет серьезно научиться пилотировать сверхлегкие ЛА, но не решил еще, когда это лучше делать и как к этому подготовиться.).
* * *
Статья -"О принципах и целях"
(хорошее дополнение к "Частым вопросам")
А также - "Популярные заблуждениям начинающих пилотов и, пока еще, не пилотов."
|