Библиотека. Из бриза в термик.


Статья написана по мотивам множественных однотипных вопросов в различных ветках парапланерных форумов рунета (в т.ч. http://paragliding.in.ua/Community/index.php?topic=1829.0), где многократно поднимался вопрос о возможности набора высоты и полетах в термиках при стартах из морских бризов. В качестве базовой модели рассматривается возможность набора высоты в термике в бризах, как раз на северном берегу Азовского моря, на участке берега возле г. Бердянск (между с. Н. Петровка и с. Куликовское), где наиболее характерная береговая линия и массово развиты полеты в динамических потоках. Сразу упреждая скептиков и дабы не повторяться в статье после каждого вывода или умозаключения, в начале один раз подчеркиваю, что все что написано, написано "с натуры" т.е. не только, как теоретическая выкладка, но и по результатам личной наработки (200-300 ч в прибрежной морской зоне), многочисленных попыток работы с термиками в бризах и прибрежной зоне, тысяч часов наблюдений и постоянного микрометеорологического анализа.

В статье мы будем рассматривать бризовые процессы формирующиеся преимущественно в дневное время, поскольку ночью бриз работает в обратную сторону (в направлении с суши на море) и с точки зрения полетов не столь интересен. (Хотя, опять-таки упреждая скептиков отмечаю, что полеты, по крайней мере в динамике от вечерних и ночных бризов в определенной местности и рельефе, не редкость среди пилотов-экстремалов и условия такие встречаются в береговых зонах, но это не предмет анализа текущей статьи).

Статью, в определенной степени, можно считать дополнением к более ранней - "Где искать термик?"
Для новичков можно также порекомендовать сначала статью "О принципах и целях"


Общие моменты и модель парящих условий в прибрежной полосе.

Для начала напомним, что для того чтобы от поверхности земли оторвался термический поток (тепловой пузырь) необходимы следующие факторы:

  1. Неоднородный нагрев (солнцем) близлежащих поверхностей.
  2. Наличие в этой системе триггера одного или нескольких.

морской бризТеперь посмотрим на нашу систему море-суша (см. рис.).
Неоднородный нагрев здесь налицо, также, как и непосредственная близость холодного и теплого участка земной поверхности. Основным триггером здесь выступает обрывистый берег Азовского моря. Кстати, такие системы можно встретить повсюду, а не только на Азове. Фактически, любая прибрежная морская зона или берега крупных водохранилищ имеют похожие участки. Поэтому все пояснения можно без изменений перекладывать на другие аналогичные места для полетов.

То есть, формально все сходится и уходы в дневное время на маршрут с использованием термиков со стартом из динамических потоков, генерируемых бризами над берегами, реальны по определению. Самое главное здесь - нюансы, без осознания и учета которых найти и обработать термик с береговой зоны сложно.

Вообще, нужно понимать, что сам бриз - это фактически, огромный протяженный термик, в котором задействованы воздушные массы, как раз в интересующем нас приземном слое толщиной несколько тысяч метров. Движение же воздуха вдоль земли под действием перепада давления от холодной зоны к теплой, которую называют бризом, это лишь часть огромного термического процесса. И эта часть, в силу протяженных расстояний, часто воспринимается неискушенными наблюдателями, стоящими на берегу, как нечто автономное.

Совершая полеты вдалеке от больших поверхностей с однородной температурой, в континентальной части, мы привыкли к тому, что термики, которые пилоты обрабатывают у земли неустойчивы, имеют малый размер и их форма напоминает пузыри, в которых наблюдается вращение в какой-либо плоскости. Такой характер термиков связан с большой неоднородностью (в плане энергоемкости, поглощающей и отражающей способности) обычной поверхности земли нашей средней полосы, где смена характера подложки (покрытия поверхности) часто меняется. Например, более или менее однородные участки в сельскохозяйственной местности (поля, овраги, поселки, низины с водоемами) редко имеют размеры более 2-3 км без существенного нарушения однородности. А это небольшие размеры на самом деле, когда речь идет о масее прогреваемого над ними воздуха. Такие хаотично перемежающиеся площадки с разным прогревом, как раз и генерируют всю нашу привычную термическую классику, где при сходе конкретного термика затрагиваются территории, со средними размерами, как раз в те самые 2-3 км диаметром, и результирующий восходящий поток имеет потом диаметер от нескольких десятков до пары сотен метров.

В нашей бризовой системе море-суша, мы имеем всего две тепловые зоны (два участка поверхности), холодную морскую и прогретую сушу. Эти две зоны намного больше по размерам, чем привычные сухопутные участки, создающие тепловые неоднородности. Именно поэтому массы воздуха и продолжительность схода "потока" в этой системе больше в сравнении с обычными континентальными термиками. И размеры этого термика равны в общем случае протяженности береговой линии. Во всем остальном сходство бризового процесса с континентальными термиками очень велико. Точно также, как континентальный термик может состоять из нескольких десятков более мелких пузырей (от метров до десятков метров), являющихся частями одного восходящего потока (см. рис. здесь), континентальная часть бриза состоит из тысяч термических потоков включая в себя и все термические потоки той части континента, которая прилегает морю.

Таким образом, нарисуем следующую базовую модель бриза (см. рис.):

как работает бриз на море

Суша, является источником теплого воздуха, который имеет меньшую плотность по отношению к морскому воздуху. Вода - постоянный источник холодного воздуха для замещения отрывающегося от суши теплого. Холодный воздух движется вдоль земли на континент и, нагревшись от суши, возвращается обратно завершая цикл. (Отмечу, что обратный поток воздуха может не всегда возвращаться в морскую зону сверху именно так как показано на рисунке, но это самый короткий путь для воздуха и наиболее частый случай, поэтому для простоты, мы примем эту модель за основу)

Т.е. по нашей модели также, как как и в обычных сухопутных термиках прогретый воздух отрываясь от суши создает вакуум, который имеет тенденцию заполняться более тяжелым и холодным воздухом из ближайшего доступного места, которым является в нашем случае вода. Этот процесс при наличии солнечного излучения непрерывен в такой большой системе, поскольку вакуум постоянно создается то одним то другим термическим потоком, отрывающимся на освещенном солнцем континенте, что и порождает постоянное дневное движение воздуха с моря на сушу именуемое бризом. (Бризовую циркуляцию можно даже сравнить с достаточно популярной в частных домах и дачах конвекционной системой отопления).

Теперь начинаются нюансы!
Для начала не будем пока вводить в систему обрывистый берег, а просто уточним, что же реально происходит с воздухом на кромке воды вне зависимости от формы и рельефа.

Не правда ли, как-то автоматически, стоя на берегу нам кажется, что воздух идет абсолютно параллельно поверхности земли, но это не совсем так. В реальности параллельное движение воздуха возможно только над поверхностью воды и на некотором расстоянии от берега, (где глубина воды становится больше глубины прогрева солнцем). Это именно так. Термичка начинает работать на подъем воздуха не только прямо с пляжа, а даже с прибрежных вод и мелководья. На мелководье это выражено особенно, поскольку тонкий слой воды прогревается от нагретого дна, нагревая следом прилегающий к воде воздух. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как термики сходили прямо с прибрежного мелководья, в слабый бриз, и их размеры и скороподъемность были достаточными для набора в них чайками нескольких сотен метров. Эти термики с мелководья не плохо обнаруживаются при внимательном наблюдении за поверхностью воды, из-за появляющейся на воде мелкой темной ряби с характерной округлой или спиральной формой. Естественно, что такие условия бывают не всегда и нужно определенное сочетание таких факторов, как интенсивность солнечного освещения, температура воздуха, наличие фронтальных движений воздушной массы, рельеф береговой зоны, и пр. Мы же пока говорим лишь об общих процессах, выделяя те подпроцессы и факторы, которые пилоту нужно принимать во внимание определяя наивыгоднейший момент для старта и поиска термиков.

Таким обрабом, подъем есть, поскольку есть прогрев! И триггеры тоже имеются. Даже самый гладкий пляж и самое спокойное море не являются идеально гладкими поверхностями и имеют на своей поверхности микротриггеры (неровности на пляже, волны и т.п.). Следовательно, при движени прогретого воздуха над прибрежными водами и пляжем происходят микроотрывы мелких тепловых пузырей, которые сразу начинают свой подъем вверх со сносом на континент. Этому сносу способствуют, как движение воздуха с моря (бризовое или фронтальное не важно), так и поднимающаяся вверх местность. Поэтому даже при отсутствии еще бриза, как такового, но при достаточном освещении, движение воздуха на берег уже будет ощущаться, в виде легких дуновений (следуя классической модели стекания теплого воздуха вверх по склону или берегу до ближайшего триггера). С развитием же бриза прибрежные мелкие тепловые пузыри все сильнее перемешиваются и "размазываются", т.е. развивающийся дневной бриз быстрее и дальше сносит поднимающийся воздух вглубь континента, раньше срывая слабо прогретый воздух с земли на микротриггерах и смещая тем самым зону, в которой проявляется вертикальная составляющая движения воздуха дальше от берега. По этому поводу уже можно сделать первый вывод: Сход отдельных термиков на самом берегу тем легче распознать и ощутить, чем слабее, ветер с моря. Мало того, относительная и абсолютная вертикальные составляющие от действия термиков на самой кромке воды тоже больше при не развитом бризе (но при достаточном освещении естественно). Ниже приведен рисунок основывающийся на эмпирических данных от реальных полетов, который иллюстрируюет как зависит скороподъемность нагретого в прибрежной зоне воздуха от скорости ветра (силы бриза):

скорость подъема воздуха обусловленная термической активностью

Что из этого рисунка пилот может взять для себя? А то, что для набора высоты в термиках, сформированных в непосредственной близости от моря, нужно выбирать по возможности условия с не очень сильным ветром в направлении с моря на сушу. В идеале - почти штиль, но с прогревом!

Конечно, последнее заявление - это теория. На практике, пилоту, если он не использует механических средств (парамотор, буксировка и т.п.) для достижения некоторой высоты, нужен для старта хотя бы динамический восходящий поток. Из той же практики, этот необходимый минимум составляет не менее 40-50м над точкой старта или над верхним перегибом склона. Таким образом, мы все ближе подходим к тем реальным условиям, в которых летают пилоты использующие энергию бриза. В данном случае совершенно понятно, что нам нужна сила ветра (бриза) которой будет достаточно для формирования динамического потока на крутом берегу моря и устойчивого полета в нем на высоте ~50м.

В силу стабильности горизонтально движущегося с моря воздуха, парение в динамических потоках от морских бризов пользуется огромной популярностью. Эти потоки стабильны и могут держать безмоторные летательные аппараты часами. Для этого в систему море-суша добавляется всего один элемент - склон (обрыв) в непосредственной близости от кромки воды, который и заставляет горизонтальный воздух бриза резко взмывать вверх образуя восходящий поток обтекания (динамик). Этот же склон и его острые неровные кромки (и горизонтальные и вертикальные), как говорилось ранее, служит в системе море-суша и триггером для термиков. Термики отрываются с прибрежной полосы, а динамический поток дополнительно является своеобразным "усилителем" триггера, подбрасывая пузыри выше. Т.е. пузыри частенько отрываются именно с верхней части динамика (если их до этого не перемешало с окружающим воздухом), Собственно, все это похоже на работу динамиков на континентальных горках. Поэтому на следующем рисунке мы изобразим, как теперь будет себя вести тот же самый прогретый воздух, а точнее суммарная вертикальная составляющая от всего бризового процесса, но при наличии склона на берегу:

Здесь нужны комментарии.
Начнем с континентальной части (зона А). Здесь картина практически не отличается от предыдущего рисунка, где в системе склон отсутствовал. Это и понятно, на значительном удалении от склона его динамикообразующий и триггерный эффекты уже не сказываются, т.е. динамическая составляющая полностью отсутствует, и суша ведет себя в термическом плане, как обычно на континенте. Поэтому наиболее интересны процессы в зонах В и С.

Зона С - это зона динамического восходящего потока, генерируемого склоном, на который накладывается слабый подъем от термических пузырей прибрежной зоны. Т.е. суммарная вертикальная скорость поднимающегося воздуха в этой зоне зависит от двух составляющих - динамической и термической. Термическая составляющая слаба в зоне С, но сильная динамическая позволяет осуществлять парение. Если сравнивать величины термической и динамической составляющей подъема в этой зоне, то они часто отличаются на порядок, т.е. примерно 10:1 в пользу динамика. Но здесь также, следует оговориться - это сотношение довольно условное. На практике в отличие от динамической составляющей, которая стабильна и мало меняется от времени, термическая не такая однородная и в полете (в зоне С) не редко можно встретить участки, где термическая составляющая либо отсутствует, либо даже имеет отрицательное значение (нисходящие части мелких термиков, которые уменьшают силу динамика), и естественно встречаются зоны где концентрация теплого воздуха создает термические потоки и пузыри по скороподъемности не уступающие чистому динамику. И наша задача отыскивать зоны концентрации термических потоков, как бы слабы и разрознены они ни были.

Теперь о зоне В. В этой зоне происходит достаточно резкое исчезновение динамической составляющей восходящего потока (исчезает склон). Здесь также, сильнее всего ощущается турбулентность и роторы от верхнего перегиба склона. И не смотря на то, что броски в этой зоне по вертикали могут быть очень значительны из-за турбулентности и роторов (с преимущественно горизонтальными осями), тем не менее средняя скороподъемность здесь уже практически эквивалентна чистой термической составляющей, т.е. слабая, поскольку еще находится недалеко от моря.

Здесь, чтобы не утомлять пилотов общими выкладками можно притормозить, поскольку в общем виде портрет условий, в которых парителю приходится искать и обрабатывать термики, у нас теперь есть. Держа его в голове и изредка возвращаясь к рисункам можно приступить к рассмотрению конкретных ситуаций в конкретных местах и условиях.

 

Основные проблемы и необходимые условия для осуществления набора высоты при старте из динамика образованного бризом.

Ставя задачу оторваться от бризового динамика и продолжить свой набор и полет уже только на термиках, пилот сразу сталкивается с главной проблемой. Проблема эта выражается в провале среднего значения вертикальной составляющей* сразу после зоны динамического потока в зоне В (см. рис. выше). Имеется ввиду, что между вертикальными пунктирными красными линиями 1 и 2 средняя скороподъемность воздуха не достаточна для полета параплана без снижения даже при обработках плюсовых участков. В этой зоне динамическая составляющая уже отсутствует, а термические пузыри, еще достаточно редки и малы (не говоря уже о присутствующей сильной турбулентности на высотах от 0 до ~40м., затрудняющей пилотирование). Для успешного набора высоты в термиках нормальной силы, которые начинают формироваться только на некотором удалении от берега (из практики и наблюдений минимум ~500-700м и далее при среднестатистических парящих условиях) пилоту нужно каким-то образом преодолеть эти 500 м и при этом иметь высоту достаточную для свободной работы с термическими пузырямии, отрывающимися на континентальной части (например после попадания в уверенную термичную зону должно быть минимум 150м, чтобы иметь возможность сделать 3-4 разнонаправленные спирали с целью поиска и центровки потока-лидера). Только в этом случае у пилота появляется шанс зацепиться за термики континента.

*(под средним значением вертикальной составляющей в зонах, здесь и везде в этой статье подразумевается, сумма вертикальных составляющих над каждым метром поверхности деленая на площадь зоны. Так вот, эта сумма должна быть не менее 0.1-0.2 м/с для того, чтобы пилоты умеющие работать с термиками могли набирать в них высоту. Почему так, поясняю, тем более, что точные измерения тут вряд ли возможны. Все эти значения достаточно условны и базируются большей частью на мнениях многих пилотов и эмпирических данных из практики реальных полетов. Дело в том, что многие профессиональные пилоты парители оценивают соотношение площадей восходящих зон к площадям нисходящих в нормальную термичную погоду, как 1:10. Т.е. имеется ввиду, что в среднетермичных условиях работа с термиком имеющим скороподъемность >0 возможна в среднм над 10-ю процентами территории. Поэтому необходимую для удержания летательного аппарата на одной высоте в конкретной зоне вертикальную скорость воздуха, а это 1-2 м/с мы делим на 10 получая те самые средние по зоне 0.1-0.2м/с). На графиках и рисунках мы не приводим численных значений, поскольку они очень изменчивы на практике и, кроме того, нас интересуют в данном аспекте лишь пороговые значения типа: можно набирать в термиках в указанной зоне или условия для этого слбоваты (не значит что совсем отсутствуют, а лишь то, что среднее значение менее 0.1м/с).

Опираясь на практический опыт обработки термиков в бризовой зоне можно сказать что бывают случаи, когда термик достаточный для подьема в нем параплана (например диаметр 40-50 м и скороподъемность +3) отрывается прямо с мелководья еще до зоны динамика (фактически в зоне вертикальной линии 3, рис. рядом). В этом случае обрабатывать его можно точно также, как и любой классический термик континента при полетах в динамике над холмами в континентальной части. Т.е. пилот по классике, летая в динамике вычисляет (или случайно натыкается - это уж как кому по душе :) ) и берет термик перед горой на расстоянии нескольких десятков-сотен метров, успевает его отцентровать и закрутить полную спираль еще до того, как его снесет в зону B. В этом случае велика вероятность, что зона В будет преодолена верхом на этом первом пузыре, так же как это происходит и на континентальных горках для полетов, когда пилот оседлав пузырь с набором высоты проходит над зоной турбулентности от верхнего перегиба склона.

Однако, опять же практика полетов над Азовом убеждает, что такие классические по структуре термики с мелководья отрываются не часто (и на порядок реже, чем термики перед горой в континентальных динамиках). Говоря конкретно об участке берега между Бердянском и Мариуполем отмечу, что море на этом участке побережья не настолько мелкое в прибрежной части, чтобы нужного размера и силы термики там срывались каждодневно при любом бризе. Они там бывают, но если хочется попытаться поработать побольше именно с классическими пузырями, то рекомендуется найти такой участок берега, где при наличии аналогичного обрыва имеется еще и хорошо прогреваемое мелководье не более 1м глубиной (по пояс) и шириной 100 и более метров. Такой участок на северном берегу Азовского моря имеется, напрмер, справа от Бердянска (В сторону Приморска, примерно на половине расстояния, интересен кусок берега и справа от Мариуполя в сторону Бердянска, но думаю местные пилоты легко этот список дополнят). Условия с мелководьем можно с успехом заменить таким участком берега, где динамикообразующий обрыв сам по себе находится на континенте на расстоянии нескольких сотен метров от линии прибоя. Хотя в этом случае красота ситуации уже частично теряется, поскольку мы начинаем искусственно смещать условия для осуществления первого набора к классическим условиям, где море не участвует или участие его сильно уменьшено (а задача именно тем и интересна, что работать нужно именно вблизи кромки воды, иначе почему просто не поехать летать на континент?). Далее, нужно понимать, что довольно часто (практически половина бризовых дней, когда возможны полеты в динамике бриза) фронтальный ветер на континенте буквально уже в 2-3 километрах от кромки воды дует в совершенно в другую сторону, а то и в обратную (позже коснемся этого момента подробнее). Т.е. часто может быть такая метеорологическая ситуация, когда на береговых склонах находящихся на самом берегу, сила бриза достаточна для полетов (а иногда и идеальна для поиска бризовых термиков), а на тех участках. которые расположены на некотором удалении от моря, бриз еле ощущается или ветер просто имеет другое направление и силу.

Итак, напишем четко список требований к летному к месту в прибрежной зоне, набор значительной высоты (скажем 1000м), при старте с которого, можно будет считать выполненной задачей для наборов такого рода:

  1. Склон (нижний перегиб) должен быть расположен не далее 300 м от кромки воды.
  2. Склон должен иметь высоту не более 100м над уровнем моря.
  3. Ветер с моря должен иметь бризовую природу.

Почему, такие требования?
Ну, во первых, эти условия наиболее массовые по всем берегам Азова. Склоны преимуществено имеют высоту от 0 до 70м При этом комментарий к п.1. фактически был дан еще выше (склон не должен находиться на континенте, иначе при чем тут бриз?).

По поводу же п.2. комментарий такой: на динамикообразующих склонах с перепадом более 100м возможны динамические потоки способные уверенно держать параплан на высоте до 300 м над стартом. Такая высота позволяет без малейшего участия термической составляющей и не применяя никакого поиска и летного мастерства преодолеть в направлении по ветру те самые 500м и при этом сохранить высоту 150-200 м для работы с континентальными термиками. При высоте склонов менее 100м набор высоты в динамие выше 150м возможен только при очень сильных фронтальных ветрах, совпадающих с направленем дневных бризов или очень существенной разнице температур между морем и сушей, когда сам бриз очень силен (это как раз по-честному будет). Последнее, кстати, не редкость в весеннее время на Азове, когда пилоты парапланеристы часто ждут стихания ветра, для старта и совершают полеты в предельных по силе ветра погодных условиях (9-12 м/с). При таких ветрах береговой динамик может быть очень силен и высок, но работать с термиком над континентальной частью будет достаточно сложно, поскольку сами термики будут сноситься на континент гораздо дальше чем 500-700м и при этом будут сильно прижаты к земле и наклонены (это очень сложно для обработки и центровки особенно для новичков и не больших любителей экстремальных полетов). И естественно, что в такой сильный бриз про термики в виде обособленных и четко обозначенных пузырей с прибрежной зоны можно даже не думать. В таком сильном весеннем бризе, часто бывает, что к тому времени, как сила его уменьшается до значений <10м/с, солнце уже идет к закату и прогрев приземного воздуха континента уже не дает нужных термических пузырей на удалении 500-1000м от берега (даже если и удается до них допрыгнуть из мощного динамика, то раскрутить сложно).

По поводу п.3. можно сказать, что возможно такое сочетание высоты и расположения прибрежного склона с погодными явлениями в атмосфере, что набор большой высоты будет возможен вне классического бризового процесса. Например на той же г. Клементьева в Крыму, набор высот 500-600 м и выше в восходящих потоках волновой (а не термической) природы - это не такая уж и редкость среди пилотов. Сложность таких полетов не высока и, как правило, требует лишь стечения погодных обстоятельств (автору реально приходилось несколько раз это там делать летая на дельтаплане). Конечно, новичкам такой набор высоты тоже покажется интересным, но мы ведь говорим преимущественно об Азове, где перепады невысоки, местность континента практически равнинная и вероятность волновых потоков практически отсутствует (это просто, чтобы отсеять комментарии и возражения тех пилотов, которые делали наборы в непохожих на Азов условиях).

Будем считать, что с местом и рельефом определились. Теперь сформируем и прокомментируем требования и условия, которые по моим наблюдениям, расчетам и экспериментам будут повышать вероятность набора большой высоты над азовскими кручами, покиданием динамика и продолжением полета в классических термиках континента:

I) Сила ветра от 5 до 8 м/с.
II) Направление ветра - под углом 50-80° к склону (но не классический перпендикуляр).
III) Наличие кучевой облачности на континенте (чем ближе к кромке воды, тем лучше).
IV) Ветер на континенте - либо совпадающий с бризом, по силе и направлению, либо другое направление, от 0 до 3-4 м/с.
V) Парапланерное оборудование с достаточно высоким аэродинамическим качеством и горизонтальной скоростью полета.

И опять очень много комментарием к этим тезисам:

Как всегда по пунктам.
п.I) При ветре меньше чем 5 м/с динамик слаб, и никакие слабые прибрежные термические процессы значительно его усилить не могут. Делать же, стартуя с горы в околоштилевых условиях, так называемый "прыжок в термик", сходящий с мелководья, (который конечно возможен, как писалось выше) можно только имея высокую точку старта (иначе не хватит высоты для его обработки), а таковые практически отсутствуют в районе побережья Азова, и кроме того, мы ограничили высоту склонов 100 метрами.
Почему, не более 8 м/с? Как уже говорилось и показано на рисунке выше зона термиков в сильный ветер далеко смещается на континент. Поэтому, не смотря на то, что и дальность полета ЛА по ветру увеличивается, допрыгнуть до нее становится сложнее, не говоря уже о высокой сложности центровки термиков на малой высоте в сильный ветер. Т.е. то, что мы получаем преимущество и дополнительную высоту при усиливающемся динамике, одновременно увеличивает (по моим практическим оценкам не пропорционально, а геометрически) дальность до термичной зоны, плюс сложность работы. Однако, не смотря на предлагаемое максимальное ограничение, я полагаю, что возможность набора высоты в сильный ветер с уходом в термики все равно имеется, но при особых условиях и совершенно необычным способом. Мы коснемся этого обязательно дальше, поскольку этот же способ будет работать и при ветре 7-8 м/с.

Далее п.II). Этот момент без специальных пояснений может показаться удивительным и спорным. Собственно, с какой стати косой ветер более оптимален в данных обстоятельствах для набора высоты и обработки термиков, чем ветер, который дует на склон строго перпендикулярно? Ведь все мы знаем, что чем прямее ветер дует на склон, тем мощнее динамический поток и, следовательно, нам легче будет перепрыгнуть зону В. Если же ветер дует под большим углом к склону, то динамик слаб, поскольку воздуху легче идти вдоль склона, чем подниматься вверх по нему (закон Магомета). С этим поспорить трудно, когда речь касается чистого динамика. Однако, я предлагаю тем, кто не знаком с этим нюансом, просто поверить на слово, что в присутствии в воздухе коктейля из динамика и термиков косой ветер предпочтительнее, если вы имеете целью этот динамик покинуть. Мне много раз удавалось брать и раскручивать слабые и сильные потоки с малых высот именно при косом набегающем на склон воздухе, и этому уже давно есть абсолютно четкие обоснования, отражающие реальность процесса. Мало того, в этом маленьком нюансе скрывается один из больших секретов многих уникальных наборов с предельно малых высот и горок, где никто ранее и не помышлял о полетах в термиках. (Вообще, это тема отдельной статьи, например, "наборы с малых высот", и плюс, это любимое занятие автора последние лет 15, поэтому рекомендую принять от меня этот подарок и пользоваться). Для тех, кто хочет немного подумать, просто коротко поясню, почему это особенно актуально именно в нашей бризовой системе. Рисунки соответствующие нам тоже сразу понадобятся.

Итак, на рисунке ниже изображен вид сверху на береговую линию. Ветер бриза при этом перпендикулярен склону. Рождающиеся мелкие тепловые пузыри (в прибрежной зоне В) сносятся на сушу, и эта смесь не претерпевая никаких особенных изменений вместе с динамиком огибает склон (в районе линии 1). При этом никакой особой концентрации термиков не происходит, а в силу их незначительного размера и количества, набор в них дополнительной высоты практически невозможен. Т.е. имеем фактически, чистый молочный динамик. Пузыри просто переваливают через склон и следуют дальше по прямой на континент, подтягиваясь к потокам- лидерам, рожденным далеко на суше на значительном удалении от зоны парения. Безусловно, некоторая концентрация пузырей возможна в районе так называемых ложек (вогнутых изгибов склонов), но в силу малой ширины береговой зоны перед этими ложками, в которой происходит прогрев и их образование, эта концентрация не существенная и тоже не позволяет взять поток непосредственно над или за ложкой, чтобы бросить динамик и продолжить набор высоты на термике.

Совсем другая картина получается, когда ветер дует под углом к склону (рис.ниже). Сразу включается несколько дополнительных факторов, которые способствуют аккумуляции термических пузырей.

Первый фактор - вытекает из физики атмосферы. Воздуху, который имеет определенную массу, легче попытаться обойти гору, чем подняться сразу вверх по склону. Конечно, в случае с таким протяженным склоном, как у нас на Азове, обход его вообще невозможен, и воздух в любом случае, будет подниматься по склону, но при этом он все-равно будет несколько подворачивать перед склоном и проходить некоторое расстояние, как бы вдоль берега. Такое движение приводит к тому, что путь воздуха с холодного моря через прогреваемый прибрежный участок зоны В удлиняется и, следовательно, к линии (1), месту образования динамика, в воздушной смеси термических пузырей будет больше, чем при перпендикулярном пересечении ветром зоны прогрева (зоны В).

Второй фактор заключается в том, что склон, формирующий динамик, не есть идеально гладкий. Его линия формирует изгибы, ложки и уступы (мысы). При этом ниспадающие по склону в районе уступов гряды работают, как аккумуляторы и триггеры для теплого воздуха, собранного с прибрежной полосы и движущегося вдоль берега рядом со склоном. Работа этих триггеров абсолютно идентична, как работа триггеров на равнине в континентальной части. Действие их похоже на действие лесополосы после скошенного поля. Таким образом, именно здесь концентрированная смесь термических пузырей отрывается от склона и выходит за границы динамического потока. Именно здесь с гораздо большей вероятностью можно найти (или дождаться) крупного потока или пузыря.

Третий фактор. Термики, сходящие с кромки динамика при косом ветре, не так быстро удаляются от склона. Это на самом деле не менее важный фактор, чем предыдущие два, поскольку при не удачной попытке набора, пилоту легче вернуться в зону динамика по кратчайшему расстоянию, а после, уже находясь в динамике, вернуться в дежурное место и повторить попытку при следующем удобном случае.

Безусловно, есть еще несколько мелких факторов, но эти три основные, определяют преимущество косого ветра перед дующим четко во фронт. Еще раз подчеркну, что вдали от моря косой ветер работает также, если пропорции склона тяготеют к существенному превышению его длины над высотой.

По поводу косого ветра мне отдельно хочется добавить еще ряд нюансов, которые способствуют работе с термиками, которые особенно актуальны на Азове. Так, при очень косом ветре и склоне достаточной протяженности, возможна такая ситуация, когда пилот потеряв поток сорвавшийся с одного триггера может не возвращаясь в динамик и потеряв минимум высоты перескочить в поток сходящий с другого триггера (рис. ниже).

Этот процесс может повторяться до тех пор, пока пилот не найдет наиболее устойчивый поток или, прыгая из потока в поток не сместится на континент достаточно далеко, где термики усилятся, таким образом перескочив мертвую зону B (на рисунке в начале). Обратите также внимание, что по всему пути движения (зеленые стрелки) пилот 80%-90% времени находится в зоне термиков, струй и динамика.

Далее, стоит указать на один из нетрадиционных, но на мой взгляд пожалуй самый перспективный способ обработки термиков формирующихся в береговой зоне у дежурных триггеров при косом ветре. Отмечу, что при определенных условиях в местах триггеров могут формироваться практически постоянные струи из достаточно мелкодисперсной смеси тепловых пузырей (фактически, как изображается на всех рисунках). Эти струи чаще всего имеют среднюю скороподъемность всего от нескольких сантиметров в секунду до полуметра на верхней границе действия динамика. Другими словами - на высоте, где скороподъемность аппарата за счет динамика равняется 0, мы вместо 0 можем увидеть на электронном вариометре подъем, например 0.2 м/с! Не правда ли очень легко оставить это без внимания? Тем более, что плавные подъемы и спуски с вертикальной скоростью до 0.5 м/с при полете в бризовом динамике случаются сплошь и рядом, и связаны они с обычной динамической турбулентностью из-за неровностей рельефа и кромки горы. Совершенно естественно, что понять в какой-то момент то, что средняя скороподъемность стала на 0.2 м/с больше на каком-то участке на фоне этих +/- 0.5 непросто. Особенно это сложно для новичков и пилотов не освоивших точное управление скоростью параплана и быстрого демпфирования раскачки по тангажу. Но, так или иначе, умение вычленить эту среднюю скороподъемность (которая меньше шумовых колебаний в динамике) является ключевым моментом для точной центровки такой термической струи. Малейшее неверное движение, малейший излишний крен или подворот в минусе, и вы сводите на нет эту скороподъемность, а то и просто теряете с трудом набранные метры. Т.е. как и работа по обработке континентальных термиков, обработка бризовых требует точных и осознанных действий с многочасовой практикой полетов в таких условиях.

Как же облегчить пилоту поиск и обработку такой струи? А в первую очередь внимательно читать рельеф и отыскивать соответствующий триггер или их цепочки на динамикообразующем склоне горы. Занимайте позицию напротив наиболее привлекательного триггера снижайте скорость своего купола почти до минимальной, но чтобы сохранялся ход, и медленно барражируйте траверс вашего триггера оставаясь в динамике и чуть позади верхнего перегиба горы. Рекомендуется также, внимательно просматривать рельеф склона, чтобы не лететь всю дорогу в большом напряжении (это утомляет внимание, а оно вам очень понадобится, когда вы определитесь с триггером и зоной наибольшей вероятности появления термической струи).

Напоминаю, что скороподъемность, с которой пилоту приходится иметь дело, как правило, не превышает 0.5 м/с при максимально заторможенном параплане. Т.е. если вы летите все время в балансировочном режиме на отпущеных клевантах, то можно подъема не заметить вовсе. Конечно, всегда есть шанс, что вам попадется и более крупный пузырь (тем более, где же его еще ждать как не в этой же зоне рядом с тригером?). Но это редко. И самое главное не настолько критично на самом деле, поскольку даже, если скороподъемность параплана вдруг станет 1-1.5 м/с все равно обработать спиралью такой поток крайне затруднительно, так как диаметр подобных струй в зоне полигона-куликовского под Бердянском не превышает 30-40м и чтобы удержать параплан в такой спирали угол крена должен быть значительным, что сведет на нет всю скороподъемность. Что же делать? Ведь термик-то есть!

Путем многих личных экспериментов выработался очень интересный и вполне надежный способ набора высоты в такой термической струе, который я распишу подробнее и по порядку:

1 - При полете в косой ветер (50-80° к склону) находим визуально триггер на кромке склона (см. рисунки выше) и рядом с ним место, на которое наиболее перпендикулярно дует ветер. Обычно, триггером является край большой ложки протяженностью не менее 300м. Если при этом в ложке с наветренной стороны (в направлении, откуда дует ветер) имеется более широкий пляж или отмель, то это именно то, что нужно.

2 - Подлетаем в динамике с любой стороны к зоне предполагаемой струи и, занимая положение почти строго против ветра, снижаем скорость купола, таким образом, чтобы не жертвуя безопасностью, обеспечить медленное (3-5 км/ч) движение через выбраную зону. Главное - не сорвать крыло! Поэтому, кто не уверен, рекомендуется предварительно потренитроваться на малой высоте, чтобы лучше ощущать предсрывной режим своего параплана. Точное управление парапланом по курсу, в том числе и разворот на обратный галс, производить преимущественно весом, поскольку клеванты у вас будут сильно заняты управлением скоростным режимом, и кроме того, излишнее управление клевантами расходует энергию купола (а тут вполне можно справляться с управлением по курсу одним перносом веса). Таким образом, распределите обязанности органов управления: весом - по курсу, центровка и смена галсов, а контроль за скоростью и демпфирование по тангажу - клевантами, и без острой необходимости не смешивайте их.

3 - Продолжаем полет туда-сюда на траверсе выбранного места, на минимальной скорости. Основная цель первых 2х-3х галсов - определить границы термической струи. Границы, акцентирую, слабо выражены! Поэтому цифровой вариометр и высотомер крайне необходимы, поскольку разница в высоте (набор после пролета зоны) между периферией струи и ее центром можем составлять всего 3-4м. Но если вы уверены, что не меняли углы атаки на этом отрезке полета, не сомневайтесь - это термическая струя!

4 - Определив границы термической струи, занимайте положение посредине и снижайте воздушную скорость параплана по возможности до совпадения ее со скоростью бриза. Т.е. относительно земли вы должны практически остановиться. Запомните свою позицию относительно земли, поскольку струя, если она есть, ведет себя достаточно стабильно в течение 30-40 минут, а иногда 1-2 часов. Так вам легче будет возвращаться к той или иной струе (не факт ведь, что первая струя окажется достаточно мощной, и есть смысл сначала пройтись вдоль берега и пощупать несколько мест, на что иногда при азовских расстояниях уходит до часа времни). Неплохо также согласовывать выбор триггера с положением кучевых облаков на континенте, если опять-таки они имеются на расстоянии не более 2-3 км от динамика, поскольку очень возможно, что именно ваша выбранная струя в конце концов подпитывает ближайшее облако (вспомните, любой термический подъем в прибрежной и континентальной зоне, включая ближайшие кучевые облака. Все это в нашем случае, часть одного бризового процесса).

5 - Дальше начинается скрупулезная и довольно длительная работа. Вы не можете крутить спираль в таких струях, но вы тем не менее можете набирать в них большую высоту! Траектория полета при обработке струи выполняется медленными центрующими восьмерками (рис. ниже), с попытками остановиться и удерживаться посредине потока. Со стороны будет казаться, что вы просто иногда висите на месте поскольку размах этих восьмерок всего 20-30м, а то и 10м, Временами, можно вообще восьмерки не делать. Когда вы чувствуете, что находитесь в центре струи, можно прекратить эти микрогалсы, после чего быстрыми, но выверенными и аккуратными перемещениями веса, балансировать на струе, как на лезвии ножа. Весь набор высоты выполняется на минимально возможной воздушной скорости. Если на вашем крыле предусмотрен триммер, воспользуйтесь.

6 - Предполагая, что до этого момента вы все делали правильно, добавьте к своей работе еще одно действие. А именно: по мере нарастания высоты смещайтесь по ветру. Помните, что термическая струя наклонена под ветром бриза, и чем выше вы находитесь, тем дальше назад должны искать центр этой струи. Естественно, что смещение на континент нужно производить не разворотом аппарата по ветру, а путем смещения ваших галсов (восьмерок) и/или просто сползанием задом на континент. Психологически, это по началу не просто. Но если вы не будете этого делать, то рано или поздно вы выскочите из струи вперед и струя останется под вами и сзади (пилот 2 на рис. ниже), и вы начнете спускаться, пока снова в ней не окажетесь. Конечно, при такой плавной работе и слабых вертикальных составляющих выход из струи вперед проходит почти незаметно. Пилоту просто покажется, что подъем прекратился и он будет висеть на одном месте и одной высоте, слегка раскачиваясь по тангажу и находясь на самом деле просто на переднем крае струи. В этом случае нужно сползать назад и подъем возобновится. Часто выпаданию из потока вперед предшествует дробная малоамплитудная болтанка, предупреждающая, что купол уже задевает за верхний(передний) турбулизованый край струи.
Сползая же назад нужно быть еще более внимательным к своим ощущениям купола, чтобы не оказаться под струей (пилот 3). Из этого положения выйти сложнее, поскольку, выпав из потока, с каждой секундой вы будете удаляться от него все дальше, и ни что вас вверх к нему уже не поднимет, если вы не примите срочные меры. Вам прийдется пробиваться вперед против ветра в минусовой зоне. Мало того, это выпадение вниз боее ощутимо, поскольку вы сразу видите минус на своем вариометре и болтанка может быть немного сильнее, поскольку купол покидает поток после вас и пересекая периферийную турбулентную зону струи будет в большей степени подвержен раскачке. (Кстати, эту турбулентность с опытом вполне можно сначала почувствовать лицом, пока купол находится еще в потоке и несколько отпустить клеванты, чтобы пройти вперед и не выпасть из потока.) Чем ниже вы опускаетесь, тем больше удаляетесь от потока, и потеря высоты тут может быть большей не говоря уж об опасности попасть в ротор от верхнего перегиба горы. Если вы поняли что вывалились из потока назад, то лучше, как можно быстрее отпустить клеванты и триммер, чтобы пробиться вперед к потоку или к динамику. (Акселератором я рекомендую пользоваться только в том случае, если у вас достаточный запас высоты, и вы еще не попали в роторную часть динамика). Теперь, после пояснений смотрим на траекторию полета в профиль на рис. ниже:

Приведенные последние два рисунка со всеми комментариями довольно четко поясняют технологию набора высоты в нашей слабой термической струе. При правильном выполнении, это работает! Мне неоднократно (более десятка раз),"пятясь назад" удавалось набирать таким способом в термических струях на Азове до 200м в июле и августе на разных участках от Н.Петровки до мыса. Самое интересное и необычное, что в конце такого набора ты оказываешься достаточно далеко на континенте. Как далеко? Практически во всех случаях набор шел в среднем под углом около 45-50°. Таким образом, находясь на высоте, например, 150м пилот должен оказаться примерно на расстоянии 150 м от кромки горы в сторону суши, за счет своего управляемого сползания назад. Подчеркиваю - управляемого! Это не имеет ничего общего с теми случаями, когда пилота просто несет назад в предельный или зашкальный ветер. О силе ветра мы говорили ранее, и она должна находиться в разумных безопасных пределах. Параплан должен иметь ход против ветра, иначе никакое маневрирование в струе у вас не получится. И, в любом случае, я рекомендую привязывать свою траекторию сноса не к озвученному мной углу в ~45°, а к своим тактильным и вестибулярным ощущениям, сверяя их с показаниями приборов во время центровки струи, поскольку ошибка в несколько градусов приведет к ее потере. Т.е. угол вашего набора это не цель, а факт, и он должен получиться больше, меньше или равный 45°. Но набирая руководствоваться, еще раз повторяю, нужно только ощущениями (т.е. практика нужна приличная и не одного сезона).

И последнее замечание. На рисунке выше термическая струя довольно часто начинает изгибаться в зоне В (рис. выше), и в зоне А идет под меньшим углом, чем в начале подъема. Этот изгиб не означает, что скороподъемность обязательно уменьшится в этой зоне (хотя может иногда быть и так, и к этому нужно тоже быть готовым, чтобы не бросить по ошибке поток). Однако, чаще всего скороподъемность остается практически неизменной до высоты в 200м или, наоборот, немного возрастает, поскольку вы смещаетесь на континент и можете расчитывать уже на более стабильную и ровную струю, с которой удобнее работать. Пространственно же это искривление происходит за счет обычного ускорения ветра над любой горой с динамиком. Ускоряется в первую очередь горизонтальная составляющая (пилоты знакомы с этим эффектом и, в данном случае, он тоже проявляется), Следовательно, готовьтесь, поскольку для того, чтобы не потерять струю, после определенной высоты скорость смещения назад нужно немного увеличить (опять-таки по ощущениям струи, а не потому, что "уже пора").

7 - Что делать дальше? Работать в том же духе пока у вас не будет высоты метров 300. При этом вы должны оказаться на расстоянии примерно 250-350 м от кромки горы, с которой стартовали. Дальнейшие действия могут быть различны, согласно вашей конкретной ситуации. Например, если подъем тем же способом еще продолжается и стабилен, то почему бы не продолжить его в том же духе еще некоторое время? Если же подъем становится неустойчивым (появляются плюс, минус, болтанка и т.п.), то здесь сразу два варианта.
Первый вариант: если высоты у вас метров 300 имеется , то вы можете рискнуть развернуться по ветру и двигаться на континент по ветру на высокой скорости относительно земли. При этом потеряв всего 50-100 метров вы можете преодолеть расстояние от 500м до 1000м и оказаться в зоне образования континентальных термиков. Имея 200 метров после этого под крылом - это уже шанс, поскольку подразумевается, что пилот не просто пролетит этот километр по ветру куда прийдется, а попробует при необходимости отклониться от четкого полета по ветру на 10-20° с тем, чтобы подлететь поближе к ближайшему по курсу триггеру на поверхности земли (лесополка, овраг, холм, дерево, дорога и пр...) и занять позицию относительно него также, как он бы это сделал, пытаясь найти термик в любом другом месте континента.
Второй вариант может получиться, если вы почувствуете, что неустойчивость термической струи связана не с ее ослаблением и развалом, а с присутствием уже неподалеку континентального термика. Например, работая со струей, как было описано выше вы заметите, что временами начали проскакивать довольно интенсивные, но кратковременные (3-5 сек) подъемы в 1-3 м/с и провалы. Это может свидетельствовать, что континентальные термики уже образовываются в непосредственной близости от вас, и вы начали задевать за периферийную зону одного из них. Возможно также, что вас догнал и присоединился к вашей струе достаточно мощный береговой пузырь (в этом случае минусовые участки скорее всего будут меньше плюсовых). В любом случае можно попробовать запомнить свою позицию по отношению к берегу и сменить тактику обработки потока на классическую, со спиралями и поисковыми маневрами, чтобы найти лучший подъем и отцентровать термик. По поводу этого второго варианта, и вообще по п.7, есть уточняющие замечания, перекликающиеся с комментариями по п.III и п.IV), о которых мы сейчас и поговорим.

В п. III), как раз упоминалось, что шансы на набор в термиках тем выше, чем ближе к кромке воды образуются кучевые облака. В принципе, это дoлжно быть и так понятно, тем более, что иллюстрирующим рисунком на эту тему вполне может служить рисунок эпюры термической вертикальной составляющей выше. Т.е. чем уже зона В, тем легче ее перепрыгнуть. Еще я хочу сказать, что при наличии всех необходимых условий для формирования кучевой облачности (температуры, влажности и нормального температурного градиента), кучевка от термиков будет образовываться тем ближе к берегу, чем слабее ветер с моря (ну или, если его поджимает ветер с суши). Здесь мы приходим к тому, что сила ветра с моря, а также угол его набегания на склон зависят не только от чисто бризовых явлений, а и от глобальных перемещений воздушных масс, т.е. от ветра небризовой природы, сила и направление (п.IV) которого складывается с бризом. Этот ветер может либо способствовать нашим целям, либо препятствовать, поэтому далее разберем ситуации, которые могут возникнуть.

Этих основных ситуаций четыре:

а) Перемещение воздуха вне бризового процесса отсутствует.
б) Дополнительный ветер совпадает по направлению с действием дневного бриза.
в) Дополнительный ветер противоположен бризу (дует с континента).
г) Дополнительный ветер дует перпендикулярно бризу (т.е. вдоль берега).

Промежуточные варианты, когда ветер например дует под 45° и складывается с бризом дующим под 90° к склону рассматривать не будем, поскольку это частный случай. И этот суммарный угол набегания и силу можно получить разными способами, складывая геометрически вектора ветра и бриза разной силы под разными углами.

Случай а) достаточно прост и понятен. Мы, как говорится, имеем то, что имеем. При характерном классическом бризе, рождающемся в стоячей воздушной массе с отсутствием ветра, мы будем иметь максимальную его силу в середине дня и в середине ночи. При этом его направление днем и ночью будет четко перпендикулярно средней линии берега. В течение суток бризовый ветер описывает чистый круг. При этом, опять же по классике, в середине дня и ночи его направление и сила на некоторе время (до нескольких часов) стабилизируются. Т.е. находясь в течение суток в районе полетов и постоянно наблюдая за ходом ветра, можно через сутки уже достаточно точно определить, какой силы и направления ветер будет складываться днем с бризовым процессом. Это будет видно по отклонениям от классического вращения ветра в течение суток (нормально ветер бриза на Азове крутится против часовой стрелки, в направлении "за солнцем" утром имея, как бы, восточную составляющую, а к вечеру западную).

С точки зрения полетов в условиях типа а), можно сказать, что это довольно средние условия для осуществления задач по обработке термиков, особенно, если речь идет о полетах в середине лета на том же Азове. Почему? Да потому, что бризы средины лета и начала осени, как правило не такие сильные, как скажем, весной. Т.е. они достаточно сильны, чтобы держать параплан по несколько часов днем, когда направление бриза перпендикулярно линии берега. Но нам то для сбора пузырей предпочтительнее косой ветер, а он бывает либо ближе к вечеру, либо утром и при этом довольно слабый, когда даже стабильный полет в динамике под вопросом. При этом и термическая деятельность несколько стихает. Конечно, это все, как говорится - не факт. И летом и осенью тоже бывает достаточно сильный бриз, с которым днем справиться сложно, а как раз ближе к 14-16 часам он подворачивает немного вдоль и стихает до нужной силы. При этом еще достаточно много солнца и весь континент усыпан кучевкой. Кроме того, не забывайте, что даже при не очень сильном лобовом бризе у вас всегда остается шанс поймать мощный пузырь с прибрежной полосы и имея не очень сильный снос раскрутить его, как классический термик.

Таким образом. я не думаю, что нужно специально игнорировать полеты в этой зоне летом и в начале осени, поскольку 12 лет поездок в эту зону побережья подряд именно в период июль-август показали, что раз на раз не приходится, и погода есть погода (были штили, были и ураганы). Просто старайтесь побыстрее и поточнее распознать метеорологическую ситуацию конкретного дня, действовать и ставить текущие задачи согласно ей.

Теперь случай б). Здесь мы имеем ситуацию, когда действие бриза усиливается дополнительным перемещением всей воздушной массы с моря. При летних штилях или просто в пасмурную погоду такой ветер может быть довольно приятен для полетов в динамическом потоке. Но, если у нас яркое солнце с чистым небом, то еще и сам по себе бризовый процесс в данный день будет силен. В этом случае можно легко получить (по крайней мере в середине дня) зашкал по силе ветра в районе образования динамика и просто не иметь возможности подняться в воздух. Таким образом, добавка фронтального ветра к бризу может являться преимуществом, только если она не велика (из практики 1-3 м/с), а сам бризовый процесс достаточно силен и способен генерировать динамик достаточной для полетов силы. Т.е. грубо говоря 5-6 м/с от бриза и 1-4 м/с попутной добавки от небризового процесса, являются очевидно пределами этого случая. При этом, учитывая, что дополнительный ветер с моря сносит и без того не очень сильные термики дальше от берега, становится понятно, что диапазон для реализации пилотами своего амбициозного сольного выступления в этих условиях становится совсем узким. В этой ситуации крайне желательно, чтобы присутствовали еще какие-нибудь способствующие работе с термиками факторы, например развитая кучевая облачность над континентом, на небольшом удалении от берега (не далее 1-2 км) - это существенный плюс, говорящий о том, что потоки реально есть и сам бризовый процесс значительнее, чем фронтальная ветровая добавка. (На практике в этом случае б), как раз чаще бывает небо чистое далеко на континент). Однако пути искать нужно. Есть также смысл повнимательнее отнестись к выбору участка берега для работы. Может даже переехать вдоль берега несколько десятков км, к участку, который удачнее подвернут под ветер или имеет лучшую зону прогрева на берегу перед горой. Слава Богу на северном берегу Азова есть из чего выбирать! Мелочи тут будут очень важны, поскольку, например полное отсутствие кучевых облаков или затянутое небо при наличии ветра с моря достаточного для парения в динамике, может свидетельствовать о слабости бризового процесса и очень сильном ветре небризовой природы, что не будет способствовать образованию термиков и высотным полетам (если конечно не считать высотным полетом висение на одном месте в предельно сильном динамике на высоте 200м на зажатом до упора акселераторе. Вряд ли вы сможете что-то обработать или найти в таком полете). Нужен ход против ветра! И именно поэтому я еще в начале определил оптимально-максимальную суммарную скорость набегающего ветра для работы с термиками, как <8м/с.

Случай в) - это пожалуй наиболее интересный вариант, поэтому для него даже сделаем отдельный рисунок (см.ниже). Особенность его в том, что если такие условия создаются (кстати, не так и редко), то мы будем иметь максимум возможностей для реализации набора высоты и ухода из динамика.

Для того чтобы этот случай имел место, нужен не очень сильный ветер с континента (не более 3-4 м/с) и достаточно сильный бризовый процесс (т.е. хорошая разница температур между морем и сушей). Тогда на границе вода-суша бризовый ветер, который в этом месте имеет самую большую силу передавливает континентальный ветер и успевает углубиться на несколько километров на континент прежде, чем будет остановлен встречным движением воздуха с континента.

Здесь на рисунке ниже мне хочется выделить еще одну зону. Зона АА - это место, где сталкиваются бриз и ветер континента. Зона представляет собой полосу штиля или околоштилевых ветровых условий шириной 2-5 км., которая располагается в зависимости от силы ветра и бриза на расстоянии нескольких километров (или нескольких десятков км.) от моря вдоль побережья. Термики, рождающиеся в этой зоне поднимаются практически вертикально вверх характерно заваливаясь на море при приближении к точке росы. Здесь на высоте кучевки уже начинает проявляться действие обратной струи бризового процесса, которая возвращает охлажденны воздух взятый с моря обратно (см. рис. ранее). Складываясь по направлению с ветром континента это приводит к существенному искривлению траектории подъема теплого воздуха в верхней части термиков (это видно на рисунке). Характерной приметой этого процесса является наличие кучевой облачности прямо над берегом и зоной динамического потока и даже дальше в море. Иногда можно наблюдать, что кучевые облака, гонимые ветром с континента уходят далеко в море (на 10-20+ км) и там постепенно рассыпаются теряя связь с источником теплого воздуха. Что самое интересное при этом, так это то, что даже при таких сильных многокилометровых забросах кучевки в море иногда силы бриза все равно достаточно для того, чтобы сформировать динамик на горе. В этом случае получается что пилоты летают фактически в динамике, сформированном действием так называемого "хвоста"огромного термика, и это очень неплохой расклад!

Стоит еще отметить тот факт, что в данных условиях происходит, как бы, сжимание и прижимание термиков континента, к берегу (два встречных потока воздуха зажимают между собой тепловые потоки). Это очень способствует работе с термиками, поскольку они будут встречаться в береговой зоне чаще. Если же имеется еще и необходимый для полетов динамик, то и он тоже служит дополнительной вертикальной стенкой, не пускающей воздух на море. Динамик здесь даже может выполнять роль триггера для термиков с континента. Другое дело, что оторвавшись от этого последнего триггера и сделав лишь небольшое движение в сторону континента дальше термик уже смещается на море и, не имея шансов на подпитку, умирает.

Если привязать данную ветровую ситуацию к конкретному месту (к тому же полигону под н.Петровкой и ближайшему мысу), то при раскладе в) можно наблюдать заштиливание или даже небольшой обратный ветер с континента на море уже в зоне ближайшей асфальтовой дороги (Бердянск-Урзуф) идущей вдоль моря на расстоянии 3-4 км. Т.е. зона АА примерно там и находится. На берегу же дует устойчивый динамикообразующий бриз с моря на сушу, и пилоты летают в динамике, как и положено, даже не подозревая, что ветер-то дует с континента. Собственно, нижний рисунок изображает ситуацию довольно близкую к истине во всех необходимых деталях и должен быть понятен даже без подробных пояснений.

Конечно, бывают случаи, когда ветер с континента силен, а бриз слаб и его силы не достаточно для формирования устойчивого динамика. Кстати, именно тогда кучевка гораздо чаще формируется и находится близко к береговой линии и тянется далеко над морем. При этом можно наблюдать на берегу очень слабый ветер с моря или даже ветер днем на море, когда ветер с континента, имеющий небризовое происхождение, полностью передавливает бриз. Очень часто в последнем случае континентальная часть сильно закрыта облачностью и ожидать скорого измененния ситуации пилотам не приходится, поскольку главный источник подпитки бризового динамика, это солнце, нагревающее континент быстрее, чем море. Видя такой расклад пилоты сидят и ждут, пока континент не будет освещен солнцем и не запустится бризовый движок.

Обратная ситуация - бриз очень силен, а ветер с континента слаб. Тогда все происходящее будет сильно напоминать случай а), с отсутствием перемещения воздуха вне бризового процесса. Зона АА будет находиться дальше от берега или вообще не будет выражена. В плане проведения полетов предпочтительнее этот вариант отклонения от идеала, поскольку он по крайней мере, более верно формируеет динамический поток. И вообще, случай а), как мы говорили, вполне пригоден для работы с бризовыми термиками.

Возвращаясь к случаю в), хочется еще прокомментировать некоторые моменты и сделать особые предупреждения по технике безопасности.
Отмечу, что этот вариант развития метеообстановки, когда все сошлось (есть и бризовый динамик, и ветер с суши, и кучевка), дает возможность брать термики разными способами (скажем, максимальным количеством способов).

  • Можно ловить термики перед горой с прибрежной полосы (это кстати всегда можно, если на старте не в спину дует),
  • Можно при более сильном ветре с моря работать по траектори 1 (зеленым цветом на рис. выше). Это наиболее вероятный способ - перепрыгнуть через зону турбулентности, когда бризовые термики-струи слабы, но расстояние до термиков континента сокращено из-за ветра с суши.
  • При более сильном ветре с континента может получиться и путь 2, когда термическая струя, которую пилот начал обрабатывать методом сползания задом постепенно присоединяется к ближайшему термику на континенте.
  • Ну и совсем уникальный случай может возникнуть при довольно сильном ветре с суши и очень мощном бризе, когда сжимание и концентрация термиков у берега окажется максимальным, но с таким смещением на континент, что динамик на горе будет нужной нам силы. Тут возможен набор, фактически, из динамика, который является частью отдельного термика. Для возникновения таких условий ветер на континенте, в нескольких десятках км. от берега должен иметь силу более 10м/с, и ветер бризового характера на море на таком же расстоянии тоже должен быть более 12-15м/с. Не кривя душой скажу, что это скорее теория. Такой случай наверное, если и бывает, то редко и достаточно кратковременно и неустойчиво. И кроме того, скорее всего, при таком столкновении очень сильных горизонтальных потоков лоб в лоб может быстро развиться крупный погодный катаклизм вроде грозы или цепочки микроторнадо (тоже лично наблюдалось в тех краях). Центр этого катаклизма может прийтись, как раз на зону АА или прибрежные зоны, и нужно быть все время на чеку, чтобы не наломать дров. В общем, по мнению автора, вернее будет попасть на условия, в которых можно реализовать наборы по первым трем вариантам.

И в заключение комментариев к данному случаю хочу напомнить о внимании к технике безопасности (ТБ) таких наборов. Основная проблема ТБ состоит в том, что верхнюю часть термиков при ветре с континента часто сносит на море. Таким образом, при удачном наборе высоты под кромку облака, можно заигравшись работой в подоблачных потоках далеко снестись на море и оказаться в ситуации, когда возврат и посадка на сушу будет не возможна из-за сильного встречного ветра с суши. Поэтому в данных условиях перед полетом рекомендуется внимательно осмотреть небо и оценить скорость перемещения облаков и скорость развития погоды, чтобы заранее было понятно на сколько далеко можно позволить себе удаляться от берега в сторону моря в таких потоках. В полете тоже не забывайте следить за погодой. Ну и совершенно не зависимо от этого, хорошо иметь с собой в легкодоступном кармане подвесной системы, что-то быстро надуваемое (круг, матрац и т.п.), и естественно связь (радиостанция, сотовый и т.п.) в хорошо защищенном от влаги месте, если вдруг такая неприятность, как приводнение произойдет далеко от берега.
Плюс здесь однако тоже имеется. Если вы приводнились, то скорее всего ветер будет гнать вас к берегу (вы ведь стартовали из мощного бризового динамика все-таки). Но это будет не очень большим утешением, если приводнение произойдет в 10+ км от берега, тем более, что времени у вас будет не много, к вечеру бриз ослабнет и сменится на ветер с берега. Таким образом, лучше заранее все просчитать еще до взлета, предупредить и предусмотреть.
И еще один момент по ТБ, относящийся к любым посадкам на берегу на континенте (раз уж мы ТБ коснулись).
Всегда нужно помнить о роторе от верхнего перегиба горы, на которой вы летаете. В сильный ветер посадка запланированная или случайная (потеря потока) на участке от 30 до 500 м от кромки горы может быть опасна складываниями параплана на высотах 20-50 м. Поэтому, если вы планируете свою посадку, то избегайте этой зоны. Садитесь либо недалеко от верхнего перегиба или, если не получается, то внизу на пляже (поверьте, лучше протопать вверх по склону, чем лечить синяки). Для этого иногда приходится уйти метров на 100 над морем, чтобы сбросить высоту. Если же посадка наверху неизбежна (например вы потеряли поток) и первые секунды ваших попыток пробиться к динамику горы показали, что вы не долетите. Здесь при наличии высоты 100+ м рекомендуется развернуться по ветру и отлететь для посадки дальше на континент, где турбулентность и роторы будут несколько мягче. Но в любом случае, нужно завершить посадочный разворот против ветра до этой критической высоты 40-50м, продолжая дальше спуск против ветра или (оптимально) под углом 30-40° к направлению ветра. Если же высоты менее 100м, то рекомендуется развернуть аппарат под углом 30-40° к направлению ветра и продолжить спуск готовясь парировать турбулентность и выбирая ровную площадку напротив оврага или расселины в динамикообразующем склоне. (Вообще, тоже тема отдельной статьи, но я счел необходимым хотя бы коротко здесь об этом напомнить).

И наконец, случай г). Он тоже не плох при определенном раскладе.
При перемещении воздушной массы вдоль берега, суммарный ветер (бриз+ветер) может составлять угол к склону порядка 50-60°. В этом случае наиболее высока вероятность реализации набора по пути 3 (рис. выше). Почему так? Посмотрите еще раз на вот ЭТОТ рисунок. При косом ветре теплый воздух прежде, чем сорваться с очередного триггера на динамикообразующем склоне соберется в существенно большую кучу, чем при прямом или слабокосом направлении ветра. И второе - термические струи идут близко к береговой линии, и к зоне динамика.
Я могу с уверенностью сказать, что если ветер дует строго параллельно береговой линии, то в термическую погоду можно наблюдать цепочку кучевки тянущуюся прямо над горой и образующую длинные улицы в десятки км, с постоянной подпиткой из потоков, сходящих прямо с границы море-суша, так как тут имеется наибольшая неоднородность и температуры и рельефа (склон и динамик - это дополнительные триггеры в системе). Но летной погодой это может и не быть, если угол суммарного ветра сильно острый и динамик совсем не образуется. Ветер вдоль берега не генерирует динамического восходящего потока. Именно поэтому мы и рассматриваем только косой ветер, как вариант для работы. Хотя, если совершить взлет вблизи береговой линии с помощью механических средств (лебедки, парамотора и пр.), то очевидно можно будет совершить тоже достаточно интересный полет вдоль моря на десятки км, но не в динамике, а под кромкой облаков и почти без спиралей. Но это уже не наш способ старта, поэтому вернемся таки к косому ветру.

Определим какой косой ветер нас может устроить. Опыт полетов на Бердянских берегах показал, что если угол ветра к обрывистому берегу составляет менее 40°, то даже опытному пилоту-цирюльнику, который может уверенно брить неровные обрывы по ветру на скорости 50-60 км/ч, не просто совершить взлет и набрать достаточную высоту в таком динамике. Что делать?
Лучший вариант - подобрать такой участок берега, где есть ложка, подвернутая немного на ветер (собственно так на всех рисунках выше и изображено). Тогда можно стартовать фактически прямо с триггера. Однако это не значит, что можно будет сразу же стать в любимую позу "сползание задом" и подниматься непрерывно прямо со старта. Скорее всего прийдется поработать с динамиком в ложке более широкими галсами прежде, чем наберется некоторая высота (хоть это и противно на каждом галсе медленно пробиваться против ветра и пулей возвращаться к триггеру). Дело в том, что косой ветер катится по большему количеству неровностей склона и сильнее турбулизуется. Т.е. работать с подъемом на предельно зажатых клевантах на малой высоте будет небезопасно и неэффективно из-за необходимости постоянно парировать крены, раскачку по тангажу и удерживать курс полета. Поэтому просто прийдется некоторое время потратить на обычные галсы в ложке. Можно, конечно, сразу начать прыгать из ложки в ложку, с триггера на триггер, по ветру, делая разворот против ветра каждый раз над новым триггером и, таким образом, наращивать высоту. Но минус этого способа состоит в том, что прежде, чем удастся набрать нужную для висения высоту, можно пропрыгать не один километр от места старта, что вряд ли будет лучшей идеей (возможна ведь и посадка далеко от старта в месте, где повторный старт неосуществим). На практике такой стиль оправдан только при взлете в косой ветер (первый галс в данном случае выполняется по ветру и дальше делается несколько упомянутых прыжков с подворотами против ветра в мелких ложках, с удалением не более полукилометра от старта, пока не удастся выскочить над склоном и сделать нормальный разворот на обратный курс). Завершая этот абзац скажу, что лучше в косой ветер с углом к склону менее 45° и силой менее 6 м/с даже не взлетать, если только не хочется поэкстремалить.

И еще пару слов по силе этого косого ветра. Чем бриз более косой, тем сильнее нужен ветер для формирования динамика. Практика неоднократно показывала, что ветер силой 8м/с. но под углом 45° держит параплан в районе н.Петровки или мыса не шикарно. Хватает для набора метров 20-30. Т.е. для того, чтобы шансы поймать термический поток были больше бриз должен быть силён. Желательно чтобы весь косой ветер формировался исключительно бризовым процессом, а не смесью бриза с боковым движением воздушной массы. Т.е. опять-таки, наличие кучевки, над берегом вытянутой в соответствующую сторону - это очень хороший индикатор, подтверждающий силу прогрева и бриза. Если при этом в динамике удается еще без труда летать на высоте более 30м, то это повод отнестись данной к погоде внимательнее и поискать потоки около триггеров. Из всего участка побережья от Бердянска до Урзуфа место на мысу возле п. Куликовское со своим перепадом высоты склона более 50м, протяженными ложками и широким пляжем, является наиболее оптимальным местом для работы с погодой, как в случае г) так и в большинстве других случаев. Высота склона все-таки играет не последнюю роль при косяке.

Какой же из всех вышестоящих пояснений и разборов вывод?
Теоретически можно было бы сказать, что хорошо, если мы просто имеем ситуацию с чистым (без ветровых добавок) бризом при кучевке на континенте (п. а)). Или же (по моему мнению в идеале) комбинацию по типу в), если при этом имеется не перпендикуляр, а некоторый угол (скажем 70-80°) бриза по отношению к линии склона, силой ветра в динамике 6-8 м/с, с кучевкой прямо над головой над линией берега. Эти дни пропускать, явно не стоит. И еще можно подчеркнуть, что шансы уйти в термик из динамика тем больше, чем мощнее сам бризовый процесс, поскольку (с этого начиналась статья) бриз - это и есть термик! И если бриза нет или он слаб, значит нет достаточного прогрева континента и никакие ветровые добавки тут не увеличат ваши шансы набрать высоту в термиках.

В конце статьи напишу еще несколько слов о парапланерном оборудовани и снаряжении, для полетов такого рода (п.V), а также о некоторых моментах предварительной подготовки.

Полеты в условиях морского бриза в большинстве своем характеризуются ровным динамиком и слабыми нежесткими термиками. Чем они, собственно, и привлекательны, так как в них можно начинать барахтаться буквально сразу после начального курса подготовки пилота-парапланериста. Предпочтение здесь лучше отдавать крыльям с достаточно высоким аэродинамическим качеством (АК) и широким диапазоном скоростей (просто скоростной купол может быть не удобен при работе со слабыми потоками). При этом я все равно не рекомендую зашкаливать за свои возможности управления и приобретать крылья специально классом выше, чем если бы вы летали в других местах. Вообще, мой стандартный совет тем, кто выбирает себе купол (для любых полетов), брать себе модель максимального удлинения, но с которой вы гарантировано справитесь в сильную континентальную болтанку. Здесь это тоже актуально, поскольку достаточно жесткие +3 я над Бердянскими горками иногда ловил, а вне динамического потока на континенте, вы можете столкнуться со всем спектром термической турбулентности, как и в любой другой части материка. Другое дело, что пилоты с парапланами большого удлинения будут иметь преимущество (особенно при работе в косой ветер), но своим привычкам и требованиям безопасности лучше не изменять. Из-за специфики формирования термических струй и рекомендуемых методов набора в них пилоты с куполами удлинения 5.0-5.3 и АК = 7-8 вполне могут расчитывать на то, что у них все получится (особенно основной маневр - движение восьмеркой со сползанием на континент). Самое главное - это хорошо знать свой купол и уметь выжать из него все, на что он способен в плане экономии и набора высоты, а это не только качество крыла, но еще и много практики. Т.е. в принципе, крайне демократичные требования!

По поводу подвесных систем, никаких замечаний тут нет вообще. Летайте, в чем привыкли. Но запаской не забудьте укомплектоваться. Далее, приборы - обязательно! Я не представляю себе, как можно длительное время (скажем 30 минут подряд) набирать высоту в термике силой 0.2 м/с без цифрового высотомера и еще центровать его при этом. Да от цифрового блока просто взгляд не отрываешь иногда, когда стоишь на острие слабой термической струи. Тут имеет место не редкое поглядывание на приборы, как рекомендуется, а наоборот очень частые взгляды особенно на цифровой высотомер. Редкие писки звукового индикатора вариометра не сильно помогают, поскольку между ними вполне может оказаться и некоторый провал, что в среднем может дать 0-й подъем или даже спуск. Можно включать интеграторы вариометра на время 30 и более секунд, но при ширине струи 20-30м ее легко проскочить пока интегратор хоть что-то покажет. Лучший выход - это постоянно контролировать высотомер и помнить последнюю цифру.

Еще раз напомню про связь. Она должна быть (радиостанция, сотовый) и желательно в герметичной упаковке. Компактное надувное плавсредство тоже считаю обязательным элементом, если кучевку несет на море.

К полетам такого рода лучше подходить планомерно, а не спонтанно. Приезжая гоняться за бризовыми термиками пилот четко должен поставить себе цель и работать на ее реализацию каждый летный день не отвлекаясь на другие действия, в т.ч. и на лица противоположного пола загорающие внизу на пляже, иначе толку не будет никогда. Даже, если погода не совсем та, которая оптимальна (главное, чтобы безопасная) нужно проанализировать ситуацию в плане термичности и пр. (читать статью сначала) искать и нарабатывать свою собственную статистику и нюансы. Очень хорошо, если удается просидеть на берегу 2-3 недели подряд или больше. Жизнь в полевых условиях прямо на берегу - самое предпочтительное. Тогда вы сможете много раз в сутки и изо дня в день пронаблюдать весь цикл формирования бриза и его взаимодействие с другими погодными явлениями и рельефом. Переоценить этот опыт трудно. Приезды на 1-2 дня в этом плане, мало что дают. Поэтому очень рекомендую! И самое главное не отчаивайтесь, если в первом сезоне вы просидите месяц, налетаете в динамике 30 часов, но набор в термике не получится. Это действительно, не так просто. Но вы ведь не сдадитесь, не так ли? :)

Игорь Калашников (01.03.2010)