Статья может быть полезна для профессиональных инструкторов и пилотов, которые хорошо освоили парение в
динамическом потоке и делают первые попытки оседлать термики.
Весь инструктаж и объяснения того, как научиться обрабатывать
термики, т.е., как, войдя в него, не проскочить и точно определить, где
у него центр, сводятся, как правило, к подробным описаниям различных методик
и ощущений. Причем, необходимо выслушать подобные объяснения из уст большого
числа более опытных пилотов, прочитать множество книжек по соответствующей
тематике и провести большое количество часов в воздухе проверяя соответствие
слов своим собственным чуствам. Таким образом, при отсутствии достаточного
общения и обилия полетов вообще затруднительно что-либо освоить. Свободный
полет - это в первую очередь чуства и ощущениия. Быстро их понять и использовать
можно только отталкиваясь от уже имеющегося в вашей жизни и опыте аналога.
Предлагаемая методика позволяет новичку не
только представить себе, как оптимально искать потоки и работать с ними,
но и получить(испытать) ощущения очень близкие к тому, что происходит при
поиске и центровке термика, причем не отрываясь от земли и даже не облачаясь
в подвесную систему. И, заметьте, никаких дополнительных устройств и финансовых
затрат!
Итак, суть метода заключается
в наземной иммитации движения ЛА в нестабильном воздухе (термические условия)
используя естественный рельеф земной поверхности.
Что имеется ввиду и, что для этого нужно?
Прежде всего выберите участок пересеченной местности,
на которой будете отрабатывать все упражнения. Участок может иметь различные
размеры (от 50х50м и больше). Основные же требования предъявляются к его
покрытию и рельефу. Однако такое, как вам надо, найти не трудно и работать
обычно можно в нелетную погоду прямо недалеко от обычного места полетов.
Участок должен иметь холмистую поверхность или хотя бы уклон (лучше меняющийся),
а также небольшие ровные участки. Перепады высоты на участке могут быть
в пределах 5-20 метров, а расстояния между отдельными холмиками (если такое
имеет место) тоже 5-20 метров. Вообще все эти размеры, как вы понимаете,
не критичны и могут отличаться от приведенных выше. Желательно, чтобы на
поверхности участка не было глубоких ям, рытвин, столбов и других препятствий,
о которые можно случайно травмироваться. Тренировки лучше проводить в тихую
или штилевую погоду, чтобы сильный ветер не отвлекал и не создавал дополнительной
подсказки направления движения (в реальном полете ветер ведь
всегда дует в лицо).
Начать лучше всего с Упражнения 1.
Цель, которого: Определение направления движения
и поиск зоны максимальной скороподъемности.
Внешне это очень похоже на известную всем детскую
игру, но тем не менее, это на удивление эффективно и отлично вырабатывает
умение подсознательно выбирать направление полета в сторону подъема. Для
отработки упражнения желательно присутствие помощника или инструктора.
Курсанту предлагается вслепую отыскать вершину холма или просто подняться
на определенную высоту вверх по холму (если холм очень высокий).
Курсант занимает позицию на ровном месте у подножия
небольшого, желательно пологого холма. Помощник завязывает ему глаза и
раскручивает влево-вправо, как перед детской игрой. Курсант начинает непрерывное
движение (размеренным шагом, с небольшой скоростью 3-5 км/ч) иммитируя
полет. В данном случае в качестве воздуха здесь выступает земля. Курсант
должен по своим ощущениям (через ноги) определить направление движения
вверх по склону и, таким образом, достигнуть его верхней точки.
Основные требования здесь: обязательное
равномерное движение по поверхности земли, без единой остановки,
допускается менять траекторию так, как заблагорассудится, но запрещается
останавливаться и делать повороты на месте. Вместо этого нужно просто двигаться
по дуге не меняя скорость движения, как это обычно бывает в полете (вы
ведь не можете остановиться или развернуться на месте).
Упражнение довольно простое, и, практически, любой
человек может выполнить его, потренировавшись несколько минут. Для начала
и для получения более четких ощущений можно выбрать холм более крутой с
уклоном в 15-30 градусов, а после можно испытать точность своих ощущений
на пологих уклонах, вплоть до 1-2 градусов и даже меньше.
Может и не стоит подробно пояснять довольно близкую
связь между реальными ощущениями в полете и ощущениями полученными на таком
"тренажере". Но я поясню.
Все просто, естественно и очевидно. Изменяющийся
при постоянном движении курсанта по поверхности земли наклон заставляет
тело курсанта испытывать те же самые наклоняющие возмущения, что и ЛА,
который входит в термик (только возмущения в реальном полете передаются
на тело пилота через элементы конструкции ЛА). Таким образом, сопротивляясь
возмущениям, любой человек может определить направление уклона или потока.
Нужно просто уделять достаточно внимания этим возмущениям на земле и в
воздухе.
Разница в ощущениях реальных "воздушных" холмов
(термиков) и тем, что тренирующийся ощущает на земле, лишь в точках приложения
сил. На земле все силы прикладываются к ногам курсанта. В воздухе к карабинам
и рукам пилота. Но любой человек без труда увидит осязательное соответствие
между своей левой рукой (левым карабином ПП) и своей левой ногой на склоне.
Согласитесь, ведь ступеньки на обычной лестнице
любой человек с легкостью распознает, как идя по ним ногами, так и ощупывая
землю руками или любым другим предметом, находящимся в руке, или прикрепленным
к телу пилота в любой точке, (допустим тростью или тем же крылом ДП).
Теперь, Упражнение 2.
Иммитация поиска центра восходящего потока (центровка).
Если вы уже очень хорошо и тонко умеете определять
направление уклона местности, то можно попробовать избавиться от повязки
на глазах и от вашего помощника тоже (не на совсем конечно). Если же зрение
вас отвлекает, то можно продолжить упражнение с повязкой и инструктором.
Избавление от повязки и возможность контролировать свои летные ощущения
независимо от зрения, это важный момент в обучении обработке термиков и
рано или поздно это сделать будет надо. Поскольку в реальном полете, особенно
в плотной группе или вблизи поверхности земли, пилоту необходим визуальный
контроль окружающего пространства, чтобы избежать нежелательных столкновений.
Поэтому, чем быстрее вы сможете работать не закрывая глаз (но продолжая
уделять внимание другим ощущениям), тем лучше.
Все понятно?..
Теперь выберите стартовую точку на местности у подножия
небольшого холма и "полетели!"...
...Начните движение по кругу (из т. А),
иммитируя спираль, как в обычном полете. (Радиус окружности
такого движения удобно выбрать 3-5 метров). Теперь, сохраняя круговое
движение, смещайте центр своей спирали в сторону подъема, руководствуясь
не зрением, а только своими ощущениями. Запоминайте свои ощущения, ведь
на большой высоте у вас не будет больше никаких зрительных ориентиров (вы
сможете контролировать зрительно только направление движения). Ваше
движение по склону будет точно воспроизводить действия в воздухе, которые
рекомендует любая литература по обоработке термиков. Протягивайте
свою спираль в сторону наибольшего уклона (подъема), как показано на рисунке.
Движение продолжайте до тех пор, пока не будете кружиться вокруг вершины
в т. Б. Еще раз хочу подчеркнуть: ориентируйтесь
только по ощущению уклона (через ноги).
Данное упражнение позволяет довольно точно воспроизвести
ощущения и отработать до мелочей широко известный прием центровки термика
- протягивание спирали в сторону ядра потока не меняя направления вращения.
Мало того, рекомендуется чтение стандартной литературы
по центровке потока производить прямо на соответствующей местности, чтобы
сразу проверять и отрабатывать на практике (на земном холме-тренажере)все предлагаемые там траектории полета для более быстрого определения центра
потока.
Хорошо освоив данную методику, можно усложнять задания.
Допустим, центровка "потока" за одну спираль или совмещение упражнения
1 со вторым, т.е. поиск потока и последующая центровка спиралью, а
также поиск центра потока с изменением направления вращения и т.п.
Упражнение 3.
Обработка термика группой.
Для этого вам необходим напарник, который тоже не
прочь "полетать" таким образом или, просто, ваш инструктор.
Исходные условия такие же как и в предыдущем упражнении
(у подножия холма). Пилоты занимаюти позицию друг
против друга на расстоянии 5-6 метров. В зависимости от того, какую спираль
они будут "крутить" левым или правым боком к оси вращения.
Для начала рекомендуется пройтись несколько кругов
не смещая оси вращения, для того, чтобы выбрать оптимальную скорость движения
(размер и частоту шага) и оптимальный радиус вращения,
которые потом, до конца "полета", менять нельзя. После этого нужно не прекращая
движения по кругу начать смещать вашу общую ось вращения в сторону наибольшего
подъема.
При этом ориентироваться разрешается только по ощущению ног и по разнице
высот, на которой оказываетесь вы и ваш напраник. То есть, совершая круговые
движения на склоне, как показано на рисунке, вы можете видеть, что относительная
высота ваших тел постоянно меняется. Оба пилота попеременно оказываются,
то выше, то ниже один другого.
Точно также в реальном полете происходит изменение
высоты аппаратов вращающихся относительно одного центра в восходящем потоке.
Если аппараты находятся в центре или вне потока, то они будут крутиться
не меняя высоты друг относительно друга. Если же центр потока не будет
совпадать с центром вращения группы , то на каждом обороте пилоты будут
менять свою высоту относительно друг-друга.
Таким образом, задача пилотов осложняется и одновременно
упрощается. Усложняется тем, что им приходится постоянно следить за своим
оппонентом, чтобы, и не наступить ему на пятки, и не позволить ему догнать
себя, чтобы "не потерять из виду". Упрощается же такая обработка потока
тем, что своим ощущениям (ног, крыльев и т.п.) можно уделять значительно
меньше внимания (в случае же хорошего ведущего, вообще не
уделять, что на практике довольно частое явление) и ориентироваться
только визуально, наблюдая за поведением напарника. Нужно просто продвигаться
дальше, увеличивая радиус поворота в том направлении, где вы заметили подъем
у напарника, а через 180о (т.е. там, где
ваш напарник оказывается ниже вас) уменьшать его (см. Рис.
в Упр.2) как бы не "долетая" до прежнего места.
Этот прием обработки реальных потоков группой
в два и больше пилотов очень известный, и его более подробное описание
можно также найти в книгах по парению. Здесь лишь показано, что прием этот
прекрасно отрабатывается с использованием все того же наземного "тренажера"
с получением вполне реальных ощущений.
В качестве дополнения к последнему упражнению можно
отрабатывать подход пилота к уже вращающейся в "потоке" группе. Здесь необходимо
научиться (двигаясь с постоянной скоростью) лишь за счет изменения траектории
движения подходить к группе пилотов (к "паровозу") по касательной и по
направлению вращения. Таким образом, учиться, никому не мешая, безопасно
занимать свободное место в группе.
Можно сказать, что большинство (если не все) описанные
в книжках и объясняемые инструкторами способы обнаружения и центровки потоков
можно отработать предварительно на земле.
Для обобщения скажу, что несмотря на кажущуюся простоту
всех упражнений, некоторым пилотам трудно отделить свои осязательные ощущения
от зрительных. Это легко можно заметить по частым остановкам или ускорениям
(на "тренажере") и слишком резким изменениям направления движения для восстановления
траектории (что в реальном воздухе невозможно). Тем
более необходимы такие упражнения, чтобы добиться соответствующей плавности.
Они позволят со временем начать обрабатывать потоки на очень малых высотах
(практически на уровне кромки) и уделять при этом достаточно внимания земле
для более безопасного полета, а на большой высоте и в одиночку полностью
переключить внимание на свои ощущения.
Все упражнения можно "проигрывать" и со включенным
электронным вариометром на максимальной чусвтвительности. Это способствует
"влетыванию" вас в показания того прибора, с которым вы будете летать и
дает возможность точно установить в какой же именно момент после входа
в реальный термик ваш прибор запищит (запаздывания показаний
прибора становятся очевидными и могут быть приняты вами во внимание в реальном
полете).
Упражнения по этой методике, на мой взгляд, не грех
периодически проделывать и опытным пилотам (спокойная работа на земле может
позволить им выявить мелкие огрехи и найти нестандартные решения и приемы).
Методика была разработана мной, когда я сам еще
только осваивал полеты в термиках и испытывал адские трудности, чтобы понять
о каких-таких ощущениях говорят старшие товарищи. Я испытал ее на себе
еще в 1987 году и сразу же убедился в ее высокой эффективности, (у
меня после этого сразу начались нормальные наборы реальной высоты)находив, таким образом, много часов самостоятельно и в паре с друзьями
по клубу.
С тех пор методика, постоянно совершенствуясь, обросла
деталями и применялась мной для пояснений и обучения. Надеюсь, она вам
тоже понравится, и вы примете ее на вооружение, добавив свои собственные
нюансы.
Игорь Калашников
|