|
||
Учебные и учебно тренировочные
|
||
Среди всех известных на сегодняшний момент сверхлегких летательных аппаратов наиболее популярным является параплан. Внешне ПП похож на парашют типа "крыло", с чем его постоянно и путают. На самом же деле сходство здесь только внешнее, а для профессионалов вообще сомнительное. По летным свойствам он гораздо ближе находится к дельтаплану, чем к парашюту, что вы сможете заметить сравнивая их типовые характеристики с аналогичными для дельтапланов. Последний имеет смешанное аэродинамическое и балансирное управление и очень устойчив в полете. Пилот ПП по аналогии с ДП находится в специальной подвесной системе, которая цепляется к центру тяжести (ЦТ) крыла с помощью карабинов, причем точек подцепки здесь две (к левой и правой половинам купола). Основным органом управления ПП являются две управляющие стропы, которые пилот в течение всего полета держит в руках и управляет своим движением. Параплан обеспечивает старт с ног (не прыгая с самолета), также как и дельтаплан, хотя и выглядит это несколько иначе. Параплан не содержит жесткого каркаса в своей конструкции и, поэтому значительно легче по весу чем ДП. В добавок меньшие взлетная и посадочная скорости, а также более высокая безопасность полета для начинающих пилотов дают возможность довольно быстро "пощупать воздух". Не даром в мире по грубым статистическим данным на одного пилота дельтапланериста приходится девять парапланеристов. Для стран СНГ это соотношение пока выглядит иначе (приблизительно 1:2). Сложность разработки крыла ПП не менее высока чем крыла ДП. Огромное количество специальных типов ткани и еще большее количество, настоящая паутина, строп определенной длины из специального нерастягивающегося силиконового волокна. Также, как и дельтапланы парапланы можно условно разделить на три типа: ПП учебные и учебно тренировочные.Основное предназначение - это начальное обучение и полеты с верху вниз. ПП данного типа часто используются альпинистами для спуска с гор после восхождения. Характерные свойства: - небольшая площадь; - чуть меньший чем у других типов вес; - очень небольшая скорость полета; - невысокие требования к настройкам регулировкам и ремонту; - минимум или полное отсутствие дополнительных устройств повышающих эффективность полета; - высокая степень безопасности и устойчивость к складыванию купола в полете (стабильность в турбулентной атмосфере); - невысокая стоимость. Типовая характеристика учебного ПП:Вес - 6 кг* Площадь - 25 м2 Количество секций - 20-40 Аэродинамическое качество - 5 - 7 Взлетно-посадочная скорость - 12-15 км/ч (3,5-4 м/с) Максимальная воздушная скорость - 35 км/ч (10 м/с) Вес пилота - 60-90 кг Время сборки-разборки - 3 мин Размер для транспортировки - 700 х 500 х 400 мм *Площадь купола подбирается соответственно весу пилота и, обычно, находится в пределах 23-32 м2 . ПП Среднего класса или "Standard"Также как и переходные ДП они наиболее многочислены и любимы пилотами-любителями поскольку пригодны для использования их, как в качестве аппаратов для начинающих, так и для участия в соревнованиях. Свойства переходных(среднего класса) ПП: - площадь и вес как у спортивных ПП; - средние или скоростные характеристики; - средние требования к настройкам регулировкам и ремонту; минимум дополнительных устройств повышающих эффективность; - высокая степень безопасности и устойчивость к складыванию купола в полете; - более высокая стоимость. Типовая характеристика ПП среднего класса:Вес - 8 кгПлощадь - 28 м2 Количество секций - 35-50 Аэродинамическое качество - 7 - 8 Взлетно-посадочная скорость - 15-18 км/ч (4-5 м/с) Максимальная воздушная скорость - 45 км/ч (12 м/с) Вес пилота - 60-90 кг Время сборки-разборки - 3 мин Размер для транспортировки - 700 х 500 х 400 мм Серийные ПП выпускаются, нескольких типоразмеров для пилотов различного веса от 50 до 120 кг. ПП спортивные ("Performance" и "Competitions")Спортивные ПП это ЛА высокого класса обладающие высокими летными характеристиками и предназначены для пилотов участвующих в соревнованиях. Их особенностями являются: - высокие скоростные характеристики; - высокие требования к настройкам, регулировкам и ремонту; - наличие ряда дополнительных устройств повышающих эффективность, таких как устройство для изменения уга атаки (наклона) купола (триммеры и акселераторы); - высокая стоимость. Типовая характеристика спортивных ПП:Вес - 8 кгПлощадь - 28 м2 Количество ячеек - 55-120 Аэродинамическое качество - больше 8 Взлетно-посадочная скорость - 15-20 км/ч (4,5-5,5 м/с) Максимальная воздушная скорость - 55 км/ч (15 м/с) Вес пилота - 60-90 кг Время сборки-разборки - 3 мин Размер для транспортировки - 700 х 500 х 400 мм Серийные спортивные аппараты, также как и переходные ДП выпускаются, нескольких типоразмеров, для аналогичных весовых категорий и по индивидуальным заказам. Парапланы двухместные и другие типы.Их следует выделить отдельно в связи с тем, что они имеют большую площадь купола от 38 до 45 м2 и способны нести двух пилотов. Тип у купола может при этом быть любым от учебного до спортивного, главное отличие - это его площадь. В последнее премя ПП стали применять и для буксировок за катерами или наземными средствами. Для этих целей, как правило, применяют ЛА "самого учебного" типа, с количеством секций не более 20-ти, или же просто прыжковые парашюты: круглые с вырезами или дельтавидные. Но самое лучшее - использовать специально изготавливаемые для этого купола.
Все приведенные выше краткие описания типов не являются строгой классификацией парапланов. Они лишь дают представление о различиях и конструктивных особенностях огромного спектра серийно выпускаемых моделей. Если уж говорить о более четких (официальных определениях), то скорее всего лучше воспользоваться таблицей тестирования по AFNOR. или получить справку о последних нормах в международной федерации. Подробнее о разнице между спортивными и учебными крыльями ЗДЕСЬ.
|